Сибирские огни, 1931, № 11-12
К РИ ТИ К А И БИ БЛ И О ГР АФ И Я Книга о героях «Герои сибирской пятилетки». Сбор ник под редакцией И. Ляшенко, М. Ни, китина, А. Шугаева. ОГИЗ. Новосибирск, 1931. Тираж 5000. Стр. 63, цена 80 коп. В сборнике аб’единены очерки, 'печа тавшиеся в течение 1931 г. в газете «Сое. Сибирь». Перед читателем прохо дит бригада Москалева, заработавшая -иа Куэнецмстрое красное знамя и звание «1-й ударной бригады имени 518»; бри гада Щеголева, поставившая там же ре корд по огнеупорной кладке; бригада Кулешова, которая, как говорят о ней, на Емельяновской шахте в Ленинске «не дает ¡ниже ста». Читатель видит ин женера Сазыкина, атакующего Томь, комсомольца Русанова на Ведовском цинковом заводе «догоняющего Герма- нию», ударников-трактористов Борисов, ского зерносовхоза Веселова и Лило,— и десятки других «героев сибирской пя тилетки». Конечно, это еще не п о к а з героев в полном смысле этого словаГато еще только р а с с к а з о них. Отпечаток беглости, недостаточной углубленности еще лежит на многих ¡произведениях, являющихся скорее зарисовками, чем очерками. Герои нередко весьма похо жи друг на друга, лишены 'индивидуаль ности. Подметить ¡своеобразие опыта и достижений отдельного ударника и ху- до жествекно-поляовесно их ¡передать — сумели еще далеко не все авторы. Однако, несомненно, что сборник яв ляется ¡все же шагом вперед. Первые произведения о героях пятилетки обыч но представляли собой ¡перечень дости жений какой-либо бригады или ударни ка плюс удивление и восхищение авто ра. Им нехватило четкой целеустрем ленности. Пожалуй, ¡на этом, уже прев зойденном, уровне стоит и вошедший в сборник очерк «Борьба за бетон». Рас сказывается о том, как бетонщики Куз- нецкстроя добились рекордной цифры замесов. Но к а к, конкретно, было это достигнуто — неизвестно. Указывается, что «борьба за бетон проходила под знаком жесточайшей борьбы за темпы», что «налаженность транспорта и четкая расстановка людей — вот два основных условия успеха кузнецкстроевских бе тонщиков», — и только. Но ведь всяко му известно, что при четкой расстанов ке людей дело пойдет лучше, чем при нечеткой и что налаженный транспорт лучше неналаженного. Все дело в том, чтоб наглядно показать, в чем заклю чаются особенности расстановки людей, давшей победу бетонщикам Кузнецк- строя, и какими мерами удалось нала дить транспорт. Важно передать о пыт , а не голые ¡цифры достижений. Спешим оговориться, что этот очерк не характерен для сборника в целом. Последний, в общем, знаменует ¡о новом этапе, суть которого в том, что упор де лается на -р а с к 'р ы т и е « с е к р е т а п .о б е ^ ы » . Таковы- " например,- очерк Ф. Быкова (так ¡называющийся « С е к р е т п о б е д ы б р и г а д ы № 6»), очерки П. Стрижкова, Ф. Ефимович, М. Никитина. В очерке Стрижкова «518 ¡муфелей» рассказано, как Беловский цинковый за вод ¡встал перед угрозой недодачи цин ка из-за нехватки муфелей — огнеупор, ных цилиндров, в которых нагревают руду. Эти цилиндры вырабатываются на муфельном прессе, «По> всем законным нормам муфельному прессу полагается давать за восемь часов работы 135 му фелей». Но вот в цехе появился новый бригадир — Павел Остриков. Вскоре его бригада о б ’явила себя ударной. «Бывший бригадир, предшественник Острякова, насмешливо прищурил глаз: — Ударники... Пресс — он ¡машина. Машина не может сделать больше, чем ей ¡положено». Но ударники доказали, что может. Тщательно изучив производственный процесс, они обнаружили, что бывают минуты, когда пресс бездействует. П. Стрижков подробно рассказывает о причинах этого бездействия, кроющихся в неслаженности отдельных звеньев про изводства, и объясняет, каким образом было достигнуто стопроцентное исполь зование пресса. Он точно описывает каждую деталь, вплоть до обязанностей любого в отдельности члена бригады и тот или иной момент производства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2