Сибирские огни, 1931, № 1
ганде деятелей «Комитета содействии со- оружению Великого северного пу ти» , приве- ду три последовательных заявления трех известных ученых, исследователей аркти- ки, высказанных после того 1903 г., позд- нее которого сведения мастита художника Л. Борисова не простираются. 1) Известный полярный путешествен- ник и гидрограф А. Вилькицкий заявил: «Когда мне нришлось давать свои показа- ния в 1905 г. в особом совещании, состо- явшемся по поводу посылки экспедиции министерства путей сообщения, то по тре- бованиям личного опыта и результатов изучения вопроса о морском пути в Сибирь, я категорически высказался, что плавание к устьям Оби и Енисея не представляет осо- бых затруднений и при надлежащем руко- водстве не является сомнительным»... «Гудзонон залив в худших условиях, меж- ду тем там уже пароходство процветает». Последнее замечание приобретает особое значение в свете последних известных нам фактов о полярной навигации в Канаде. Обладая более короткими, в сравнении с Сибирью, железнодорожными выходами к незамерзающим портам Тихого и Атланти- ческого океанов, Канада нашла выгодным построить в последние годы железную до- рогу к ледовитому Гудзонову заливу (порт Черчилль) для вывоза своей пшеницы. Во- прос. таким образом, разрешен диаметраль- но противоположно установкам «авторов» Великого северного пути: вместо постройки железной дороги в -«обход» полярного моря к незамерзающим портам, строится жел. до- рога к Гудзонову заливу, с целью исполь- зования дешевого водного пути. У нас же, где не железная дорога, а великие ре§и, чавные десяткам сверхмагистралей, ведут к Карскому морю, все еще находятся люди, способные распространять болтовню о не- обходимости «обхода» этого моря. 2) Фритьоф Нансен, накануне империа- листической войны 1914 г., высказался Vme определеннее, поставив вопрос об улуч- шении радиослужбы и организации воз- душной разведки в Карском море. «В виду уже признанного громадного значения успешного развития морского су- доходства между Европой и устьями Оби и Енисея для будущие та необ'ятной Сиби- ри, — писал Нансен в своей книге «В страну будущего» ,—можно считать жерт- вы, связанные с вышеупомянутыми мера- ми ради безопасности этого судоходства, вполне приемлемыми и незначительными но сравнению с результатами, которые они обещают». Достаточно сравнить эти слова знамени- того ученого с диллетантскими высказыва- ниями А. Борисова, граничащими с мрако- бесием (утверждение, что благодаря науке мы убедились в непроходимости Карского моря), чтобы раз навсегда выкинуть за борт весь его «художественный проект». 3) Наконец, в 1930 году, Н. И. Евге- нов, проведший в Карском море более 10 лет, начальник пяти Карских экспедиций, автор первой «Лоции Карского моря», пи- сал подводя итоги. «Советски* правительство сразу обрати- ло должное внимание на Карскую пробле- му. Значительное расширение сети метео- рологических станций, снабженных радио, работы Гидрографического управления по описи и изучению моря, совершавшиеся нередко в тяжелых условиях, первые маяч- ные огни на пустынных берегах Ледовито- го моря, настойчивая деятельность «Ком- севернуги» — создателя современных Кар- ских экспедиций, наличие морской и воз- душной ледовых разведок, привлечение мощных ледоколов для борьбы со льда- ми — вот фундамент, на основе которого стало возможным невиданное ранее расши- рение экспортно-импортных операций Се- верным морским путем». «Теперь уже можно сказать, что при будущем расширении Карских операций, несмотря на ряд возможных еще трудно- стей в случае неблагоприятных ледовых годов, п у т ь ч е р е з К а р с к о е м о ре с т а н о в и т с я т о р н о й т о р г о в о й д о р о г о й в ы в о з а г р о м о з д к о г о с и б и р с к о г о с ы р ь я на внешние рынки. «Спадает завеса неизвестности с холод- ных берегов Карского моря, пропадет по- лярная романтика. Но грохот лебедок в соз- даваемых портах, завывание пароходных сирен в молочных туманах среди полярных льдов, многочисленные огцп идущих один за другим судов, вспышки мигалок, треск радио — звучит мощной симфонией нового
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2