Сибирские огни, 1931, № 1

рога пересекает Якутскую республику в наиболее благоприятной для заселения по- лосе.' «От Учура До Май (370 км.). Алдан протекает по спрямленной широкой пойме. Общий оживленный ландшафт долины, с благоприятными условиями для сельскохо- зяйственной деятельности, представляет резкий контраст с угрюмой тайгой верхней части» (ССЭ). Здесь не только зреет пше- ница, но и арбузы, дыни. Томмот, Незамет- ный и др. центры золотопромышленности Алдана примыкают к проектируемой доро- ге. К югу же от этой полосы находится холодная горная 1 страна, остров вечной мерзлоты. Из района Олекминска, продолжаясь по прямой линии на запад, дорога упирается в «Щеки» на Енисее, южнее устья Под с- менной Тунгуски. Здесь великая река, сда- вленная Енисейским кряжем, суживается до 500 метров. 'Каждый, кто хоть раз ви- дел это место Енисея, не мог не задумать- ся 10 величайших возможностях использо- вания белого угля, открывающихся здесь. В климатическом отношении район также достаточно надежен для заселения. В Яр- цёво Комсереропуть развертывает зерно- совхоз. «К Енисею ж.-д. линией Турксиба уже тянется наш юг, — пишет Талицких, — с другой стороны, с севера, ширится проб- лема Карского моря с проектом устройства у порогов на Енисее морского порта с гран- диозной силовой установкой и шлюзами, позволяющими осуществит!, и выше по те- чению совершенно исключительную в мире речную магистраль». Казалось бы, что из сказанного можно сделать только один выгод: тов. Талицких, поборник водного транспорта, агитируя за приближение морского порта к сырьевым базам, является сторонником Северного морского пути. Однако, лишь только трас- са, проектируемая тов. Талицких, пересе- кает Енисей, она вдруг безнадежно завора- чивает в северу, к Атлымскому на Оби, в Борисовские края, и автор меланхолично констатирует: «В западной частц трассы Великого северного нуги положена идея об- хода Карского моря для сибирского экспор- та». Значит, все «американские справки» были только дымовой завесой, за которой .скрывается старая установка '«Комитета содействия», выраженная А. Борисовым: «Правильный и верный путь для развитая и благосостояния Сибири и вообще нашего Союза, путь негадательный, надежный это путь только железных дорог и если водных, то отнюдь не в Карском море, а гораздо южнее, это путь каналов». Что же это за море, которое надо «обхо- дить»? Может быть, действительно морской путь в Сибирь «дело гиблое»? Чтобы раз навсегда покончит!, с остатками допотопных домыслов, оставшихся в памяти у читателя и все еще имеющих хождение в нропа- Сиб. Огни. 8. Лесовоз в Карском море

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2