Сибирские огни, 1931, № 1

В. Устюг, 1929 г., стр. IX и 5(>. Осталь- ные цитаты взяты там же). • Проектируемые А. Борисовым ж. д. (западная часть «Великого северного иу- т и » ) имеют общее протяжение в 4500 кл.; значит, при осуществлении этого '«сибир- ского» проекта очередь до Сибири дойдет в лучшем случае через 90, а в худшем че- 1>ез 450 лет. Итак, если основываться на документах, можно нарисовать следующую картину строительства «Великого северного пу ти», но проекту А. Борисова. Прежде всего, долго ли, коротко ли, А. Борисов приступит к постройке желез- ных дорог: Котлас-Сорока, Котлас-Ленин- град, Котлас-Москва. Одновременно он «во что бы то ни стало» демонтирует Балах- ну, Сясь и Кондопогу, так что больше не на чем станет печатать статьи о «маги- страли семи океанов». Что касается глав- ного из этих «океанов» — Сибири, то он оказал бы ей только одно благодеяние: не- медленно закрыл Северный морской путь, а оборудование лесопильных заводов, гра- фитовых рудников, флот Комсеверонути также, очевидно, перебросил на Двину... Однако, на вопрос ^уда подсудимый мог бы с полным правом ответить: - «Ведь что лее и была наша программа, напечатанная Северо-двинским Губпланом, поддержанная советскими журналистами и провозглашен- ная идеей Ильича». Планам А. Борисова не стоило бы уде- лять много внимания, если бы его взгля- дов не разделял н не пропагандировал весь «Комитет содействия сооружению Велико- го северного пу ти». По мнению председате- ля Комитета В. М. Воблого: «Сдвинули с мертвой точки и дали успех делу «Изве- стия ЦИК СССР и ВЦИК», т.-е. те статьи. А. Борисова, которые здесь цитировались. Статьи эти были помещены, конечно, «в порядке обсуждения». В последнее время сподвижники А. Бо- рисова шагнули еще дальше в своем похо- де на средства пролетарского государстза, В газете «Экономическая жизнь» (14/1 31 г.) предлагается следующий проект не- медленных затрат по «Великому северному пу ти» . к< Рациональный путь, которого надо придерживаться (в исследовательской ра- боте. В. И.), путь, который оправдывает все предварительные затраты, заключает- ся в следующем: «По намеченной ориентировочной трассе Великого северного пути, а равно- в райо- нах, требующих особого освещения, созда- ются особые базы. Это своеобразные гости- ницы, снабженные перевозочными сред- ствами, начиная от лошадей, оленей, где можно от автомобильного и тракторного транспорта, и кончая лодками и моторны- ми катерами... «Плотность баз диктуется расстоянием между ними, примерно, в 50 км. Их общее! количество — около 175-225. Для обслу- живания понадобится известный кадр пио- неров-колонизаторов. Для проведения по- добной работы понадобятся, конечно, боль- шие предварительные затраты порядка 100-150 миллионов рублей». Стоимость целого Турксиба, стоимость транс-уральского водного пути для Кузбас- ского угля и сибирского хлеба проектирует- ся затратить на (юстрой'ку «гостиниц» в тайге! Комментарии, как говорится, излиш- ни., Прибавим, что эти '«гостиницы» от- нюдь не будут похожи па современные здания. «Наш художественно-архитектур- ный отдел», — пишет В. М. Воблый, — «вырабатывает художественные с местны- ми историческими мотивами тины построек для каждой местности. Все это составит небывалый в мире художественный,_ архи- тектурный памятник почти при тех же расходах, которые создали бы обычную, оскорбительную казарменную нелепое^. Во главе этого Ътдела стоит архитектор Щусев, строитель Казанского вокзала в Москве, похожего на катафалк 1 . Таким образом, становится вполне яс- ным, что в проекте «Великого северного пу ти» действительно весьма много «худо- жеств». 1 .Казарменная нелепос т ь ", в понима- нии Вобло го и Щусева, э т о, очевидно, к он с т р у к т ивный пролетарский с т и л ь . Ис т о- рические мо т и вы" т емпы вроде: „Поко- рение атаманом Брюз гой ос т яков" и пр. Имена бр. Васнецовых, которыми «пред- с т авлен х у дожес т венный о т де л " , т ому по- рукой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2