Сибирские огни, 1931, № 1

идеей концессионера, заинтересованного в экспорте северо-двинской древесины. Когда надежда на осуществление кон- цессии отпала, когда поэтому стало невоз- можным доказывать необходимость пост- ройки дороги Обь-Котлас-Сорока выгодами экспорта, так как советские организации находили наиболее рациональным сплав- лять лес в Архангельск, худ. Борисов на- чал защищать проект, главным образом, соображениями о тех благах, котсфые не- сет осуществление проекта для Сибири. (Первым выступлением на этом поприще была статья А. Борисова о Северном мор- ском пути к устьям Оби и 'Енисея. Опери- руя данными до... 1903 г., с исключи- тельным апломбом и совершенно исключи- тельным невежеством А. Борисов заявил, что этот путь раз навсегда закрыт льдами: •«Тратить деньги на специальные оборудо- вания для «открытия» или «развития» морского пути через Карское море к устьям сибирских рек но экспорту и импорту то- варов — дело гиблое»... «Теперь, когда мы имеем сравнительно хорошие карты и хо- рошо познакомились с Карским морем.,меч- тать ( !) о Северном морском пути. .. стыд- но» ( ! ). 11. Н. Воеводин в свое время дал исчерпывающий ответ на всю эту художе- ственную галиматью. Вывод автора кра- ток. — («Приведенные в статье Борисова наро- чито подобранные случаи различных не- удач на Северном морском пути или не имеют к торговым операциям этим путем никакого отношения, или решительно про- тиворечат истине, или освещаются невер- но. I; замалчиванием истинной причины неудачи»... «Нужно сказать, что ино- странный страховой рынок чуток к сооб- щениям советской прессы... Снижение страховых и фрахтов достигается гораздо труднее, чем повышение, поэтому мы впра- ве спросип. худ. А. Борисова: весенний поход на Северопуть... только недомыслие или игра в руку кому то, заинтересован- ному во вздорожании фрахтов и страховых Карских операций!» (См. «Сиб. огни», ЛИ 3 1929 г. — «Художества художника Борисова»). Такой вопрос вполне уместен но отно- шению к бывшему соискателю концессии господина Ганевик и К-о 1 . Остается прибавить, что количество морских судов, идущих в настоящее время в Обскую губу и в Енисей (50-60 грузо- виков. от 3 до 6 тыс. тонн) определяется отнюдь не естественными свойствами Се- верного морского нуги, а количеством экспорта. В 1930 г., например, черев Кап- ское морс можно было бы провести не 50, а 150 и 500 пароходов, но даже из числа зафрахтованных иностранных судов 2 при- шлое!. направить в Архангельск, вслед- ствие недостатка экспорта па Енисее. «Разделавшись» с Северным морским ' путем, А. Борисову пришлось «разделы- ваться» с другими, более близкими выхо- дами из Сибири и мешавшими осущест- влению его проекта. «Если взятЬ только одну северо-запад- ную часть Великого Северного пу ти», — писал А. Борисов, — «Сорока-Котлас, то и тогда она будет играть огромнейшую роль в экономической жизни СССР, т. к. приблизит Урал и всю Зап. Сибирь к не- замерзающему Мурманскому порту па 700 клм». «Вся Западная Сибирь» и весь Урал в этом гениальном замечании представляют- 1 Несколько месяцев назад, В. М. Воб- лый , председатель „ Коми т е та содействия сооружению Великого Северного п у т и " , снова об' явил, воспользовавшись т риб у ной Ленинградской «Вечерней Красной г азе ты»: „В. И. Ленин указал, ч т о сооружение Ве- лико го Северного п у т и изменит всю миро- вую экономику в интересах мирового про- л е т ариа т а, и постановлением Совнаркома о т 4 февраля 1919 г. пос т ройка Великого Северного п у т и , как дела государственной и мировой важнос т и, была признана не- обходимой". Где. в каком томе полного собрания со- чинений на х оди т ся э т о указание В. И. Ленина? Не имея возможнос ти, в данный м"мент, п о л у ч и ть соо т ве т с т в ующей справ- ки о т И н с т и т у т а Ленина, мы вправе пока заме т и т ь, ч т о по - Ленину « изменит всю миговую экономику в интересах мирового про л е т ариа т а" — т о л ь ко мировая проле- тарская революция. Очевидно, э то не Вла- димир Ильич, а В. М, Воблый вещает на- счет „революционной" роли проекта госпо- дина Ганневика и К - о . А ж у р н а л и с ты „Веч. Красной г а з е ты " , „Веч. Москвы" „Рабочего п у т и " , „Moscow Ne r w" и т . д. — пов т о- р яю т .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2