Сибирские огни, 1931, № 1
из Нарвы. Забыл имя-отчество его, не знаю как назвать, а фамилия была — Андрианов. Я догадываюсь, что дед Теперев не переселенец из Россиц; тот, вспоминая стари- ну, сказал бы «ездил я с барином Андриановым». — ...писаный камень он смотрел выше Усть-Колбы, снимал его на снимок. Ha, Писанской протоке цельный день прожили. Надобился ему такой камень. Дед Теперев правильно передает факты. Андрианов действитльно ездил в 1902 году с археологической целью от устья реки Нарвы до устья Маны. — А если найдешь уголь или руду, поплавится и руда по Мане. На рудниках работа людям будет, — толкует дед. Я думаю, что на Маце и так нет недостатка в работе, особенно теперь с увеличением сплава, и я говорю об этом. — Это дурная работа сплавная. Встречала сплавщиков но дороге? А видела ты трезвых? Спроси ребят — какие они из города шли? Ребята на плоту рядом засмеялись. — Чего говорить, — махнул рукой дед, — сплавщик да старатель — с, винцом в могилу. Дед Терепев перешел на бытовые вопросы и повел длинное рассуждение о причине сплавщицкого пьянства. Крестьянину в каждое время нить некогда, «для того есть праздники, когда ему — указано выпить», кроме того крестьянин находится в зависимости от доставки, водки и от наличия самогона. Сплавщик же бывает в городе каждую неделю, возвращается домой с деньгами и никак ему нельзя удержаться от соблазна, особенно в Шало и Нарве, потому /что там он всегда найдет компанию и выпивку. Дальше следовало' оправдание самого факта. —• Гляди, нлоты бегут. А бревна то ведь не сами плывут, их люди плавят! Бревно мокнет и сохнет — ему что? А сплавщику где то надо обогреться, обсу- шиться особенно с молевой работы. Иду/г к Анке. у нас на задах, всегда у ней водка ведется цли самогон. Сплавщики с соседнего плота вступают в разговор и поддакивают деду. — Вот что, — обращаюсь я к ним. — вы грамотные? Парни отвечают утвер- дительно, и я задаю вопрос: — Почему же вы гуртом идете к Анке, а не зайдете отдохнуть в избу-чи- тальню? — А что же в ней делать? — усмехается один, — скупит там. Сиди, как пришитый. Один из сплавщиков берет слово. Он,, оказывается, жил в Багеняхг и при нем приезжала кино-нередвижка. Свое впечатление оттуда он переносит в Нарву и ири- морйзает, как было бы, если бы в Нарвинской избе-читальне время от времени пока- зывали такие картины. Когда он с увлечением рассказывает содержание виденной им северной охотничьей фильмы, его лицо вдруг становится совсем детским. И мне кажется невероятным, что может быть это он ругал вчера нашего ямщика самыми скверными словами. Мы уже вместе развиваем мысль дальше, как в читальне рядом, на другой половине будет теплое и уютное помещение. Там можно будет напиться чаю за сто- ликом, погреться и поговорить, не мешая другим. Я, не стесняясь, беру мысли Мих. Кольцова о культурных чайных. Мы открываем их по всему пути сплавщиков, и парни делают соответствующие поправки на действительность: «пьяных не придется допускать, чтобы не мешали» и «если много будет народа — занадобится перестро- ить избу». Когда мы доходим до перестройки избы, я чувствую, как одобрение парней переростает в живую энергию, и ясно представляю, что в задачи леспромхозов входит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2