Сибирские огни, 1930, № 9

рабочих и особенно сибирских колхозни- ков, бедняков и середняков, какие «жу- равли» курлычат в седьмой книге стихов Клычкова, как надо понимать это курлы- канье и как относиться к нему. Надо, так как эти «журавли» могут залететь благо- даря издательству «Федерация» и в кол- хозную библиотеку и деревенскую избу- читальию. J Г. Павлов На разных сторонах баррикад « Л о в ц ы н о в о с т е й » (Журналистика в лицах). Сборник под редакцией П. Крас- нова. Изд. «ЗИФ». МюскВа—Ленинград, 1930. Стр. 302. а 2 руб. Два газетных мира, различных по сво- ему мировоззрению, целям, методам рабо- ты сборника. Термин «газетный мир», ко- нечно, условный. В очерке А. Заславского «Свой угол», которым начинается сбор- ник и которым подзаглавлен «Вместо пре- дисловия», проводится правильная мысль: «Своего угла» нет и не может быть у со- ветской журналистики потому что у нас нет печати как особого дела, оторванного от общей борьбы и жизни. Журналист— такой же работник, как и другие. Нет этого «своего угла» и у буржуазной печа- ти, хоть она и называет себя гордо «ше- стой державой». Он, буржуазный газет- шк , «лежит на пороге у хозяина (понятно, капиталиста А. С. ), прославляя каждый его шаг днем и карауля его безопасность в ночных редакциях» (М. Кольцов «Стра- дания Калибана»), Представители двух классовых корпо- раций газетчиков, тем не менее, инте- ресны. — «Редактор в кабинете сел править те- леграммы; у него дрожал подбородок и ка- рандаш, прыгая в руке, чертил на листе нелепые завитушки. Он выправил теле- rpaLMiMbi, как всегда; как всегда, их снесли в типографию, но за рекой трещали уже пулеметы, над мостами рвалась, с против- ным визгом, шрапнель. Газета вышла. Жилин погиб. Он погиб в типографии, наш Алексей Ильич, у вер- стального стола, с корректурными гранка- ми в руках: ведь газета должна была вы- ходить до последней минуты... Инг уши за- рубили его, отрезали ему уши и эти уши на грязном шпагате вывесили над вход- ными типографскими дверьми» (А. Зорич «Редактор»). Это — журналист эпохи гражданской войны. В сборнике ряд очерков, посвященных советским журналистам, людям, которые при пайке в четвертушку мякинного хле- ба, коробок «безусловно тлеющих» спи- чек «Марксист» и две костяные пугови» цы в день, беззаветно и безропотно дела- ли газету, героям, которые умирали с вер- статками в руках, в изрешеченных пулями вагонах — походных типографий и, уми- рая, твердили последние слова набора (С. Яковлев «Газета в бою». Т ур «Нечи- пор Флуранко и Соломон Варлен» и др.) Фальцовщица Роза, ушедшая санитара кой на поле сражения и не вернувшая- ся с него, Петр Балабалин — «революцио- нер, поэт и литератор», пронырливый ре- портер Феоапонт Жмых, огненный ора- тор и публицист Володарский, воим-жен- щина — журналист Лариса Рейснер, Зи- наида Рихтер, первая из журналисток, по- бывавшая в Китае. Самая пестрая верени- ца лиц проходит перед читателем, разнб- обпазных как сама жизнь. И, наконец, другой мир газетчиков. Вотчина вранья, торговля новостями, скан- далами, порнографией, «Цебриз» грязных инсинуаций и обмана — капиталистичес- кая пресса. Характерен диалог между Мих. Коль- цовым и редактором одной крупной не- менкой газеты. Сей «газетный царек» спросил советского фельетониста: —• А что, собственно, значит по-рус- ски — «Правда»? — «Правда»? Это значит — правда, ис- тина. — Правда? Истина? Да что вы! Не ду- мал, что так просто. — Очень даже просто. Правда — и больше ничего. И никаких... До такой степени, собственно говоря, изолгались буржуазные газетчики, что им кажется очень странным назвали газету «Ппавдой». Блестящий анализ мировой прессе дает Борис Зильперт в очерке «На том бе- регу»*) Катехдаис американских репортеров гласит: «Уважай себя, пока это не мешает делу, а затем...»; «Встречай всех людей смело и весело»; «если у тебя болят зу- бы или живот, сделай вид, что сегодня женился»; «не падай духом, иначе тебе грозит опасность потерять пять долларов, а твоей редакции — престиж», а главное: «опереди конкурентов». «Мои заметки, — рассказывает один американский репор- тер. Фриц Альш.—ценились по поту: если струйки его текли по носу, я получал высшую ставку». «Американские репор- теры мне напоминают китайских кули или японских рикш: все они заезженные жерт- вы доллара» (Б. Зильперт «На том бе- ре г у»* ) . Вся печать Америки находится факти- чески в руках пяти крупных дельцов. Эти ру ки — «щупальцы капиталистического маховика». Во имя капитала пресса прокладывает себе дорогу на золото-серебряные руд- ники и нефтяные вышки Мексики, про- рубает путь в тропические леса Африки, шевствует по джунглям Индии, ловко об- * ) Очерки .На том берегу" в сборнике ошибочно приписаны JI. Рейснер. Ее перу принадлежит только фельетон „Уль- штейн". Б. Зильперт - автор всего осталь- ного, от подзаголовка „Америка" до конца сборника.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2