Сибирские огни, 1930, № 9
захватывая и страну наибольшего капита- листического «процветания» — страну дол- ларов. На наступление буржуазии рабочий класс отвечает контрнаступлением, новым под'ем ом революционного движения. Сакко и Ванпртти долго будут знаме- нем пролетарской борьбы. Над могилами их английский рабочий класс дал торже- ственное обещание: — «Никогда не забывать дня казни Сакко и Ванпетти, не прощать их смерти, бесстрашно бороться до победы над ка- питализмом». Пот чтении «Бостона» вспоминаются строчки стихотвопения напечатанного в одной красноармейской газете в те дни: Намотайте на ус, мистер Фуллер, Будет честный И открытый бой! Будет бой. Идет бой. Книга Синклера— кпяеный мобилизационный листок на этот бой. «Бостон» следует продвинут в массы. В r vmv Рабочего читзтрпя . Ичлать в «де- шевой библиотеке» ОГИЗ'а. Снабдить по- яснениями. Н. Мирошмнков Хороший запев Ал. С у р к о в . — «Запев», книга сти- хов (1995—19291 «Московский Рабочий», 1930 г., 62 стр., 75 коп. Это именно ц е л ь н а я книга, а не с б о р н и к отдельных стихотворений. Сю- жетность, конкретность тем. реальный ге- рой —• «мировой революции поданный, безыменный гвардеец восставшего клас- са». прочное чувство автора своей клас- совой принадлежности к пролетариату — все это заставляет воспринимать стихи «Запева», как органически связанные гла- вы одного произведения. В «Запеве» целый ряд недостатков, и, несмотря на это, стихи Ал. Суркова безу- словно п о л о ж и т е л ь н о е явление в нашей пролетарской поэзии. От них отвернутся эстетствующие хра- нители «высоких» и «чистых» стилей в ли- тературе. Они шутя «разнесут» автора «Запева» за формальное «бескультурье», за некоторую монотонность, «серость» ритмики, за ученическую — порой — рифму, за... За все то, что сам Ал. Сур- ков отлично сознает, как недостатки сво- его творчества, обнаруживая куда больше самокритических способностей, чем мно- гие квалифицированные литакадемшш способностей критических. ...А я «сочиняю» плохие стихи... ...Мне хочется петь, но рука бескультурья Зажала широкие крылья стиха («Письмо»). Это во многом так, и нет никакой нуж- ды замазывать или оправдывать недостат- ки «Запева», перехваливать автора. Нао- борот. Надо прямо сказать, что автор, обязав немедленно идти на штурм своего литературного «бескультурья», отточить и расширить свое мировоззрение марк- систско-ленинским знанием, крепко овла- деть диалектико-материалистическим ме- к тодом в поэзии, не отрываясь при этом ^ от классовой борьбы пролетариата. Тогда < автор «Запева» несомненно выполнит £ свою задачу — «приготовить новые пес- § ни», « Чтоб песня у наших застав начиналась И откликалась восстаньем в Париже. А л . Сурков всегда прямо и открыто сто- ит на классовых позициях, не смазывает 2 их «поэтическими вольностями», что и вы- * деляет качественно его стихи. На этом пу- х ти «Запев» определенно значительная и за- g; метная веха в пролетарской поэзии. Это особенно ярко выявлено в стихо- творении «Случай». Некий, уже беззубый «бывший», торгующий предметами былой роскоши, предлагает купить нож—с в ы - с о ч а й ш и й подарок». Он обращается к автору: Не торгуйтесь! Платите рубль! Погуманнее будьте, милый! В ответ автор находит верные и твер- дые слова: Нет! Я ненависти своей Не хочу разменять на жалость. Нож остался в пыльном старье- Сделка — не состоялась. Большое место в «Запеве» занимают стихи, посвященные гражданской войне, но в них не батальный импрессионизм, чем в военной тематике грешат большинство поэтов, а реальные боевые эпизоды, кон- кретные бойцы. В них «герой» Ал. Сур- кова—«ходил в рядовых при большой ре- волюции, подпирая плечом боевую эпо- ху» не за тем, чтобы сейчас только вспо- минать героическое прошлое или спраши- вать — «за что боролись»? Нет! Он учился в огне, под знаменами рваными. В боевой суматохе походных становий, Чтобы, строя заводы, орудуя планами, Винтовку и сердце держать наготове. Мы уже видели в стихотворении «Слу- чай», что «сердце» это'О героя действи- тельно всегда «нагото!>». Для него сей- час «отдыхающе :.чгмена» не только «ин- вентарь», какими они являются для—«пе- данта-тыловика» : Суровая гордость прославленных армий Прошелестела по мирной казарме, Прошелестела и встала к стене Напоминанием о завтрашнем дне. («Знамя»). Так военные стихи Ал .Суркова отчет- ливо перекликаются о нашим сегодня, включаются в него и, вскрывая его тен- денции, напоминают о завтра. А это не так уже «не столь существенно». Это зна- чит, что автор видит действительность не в мертвых — раз и навсегда данных — формах, а в движении, в становлении, имеет свою «точку зрения», свое отноше- ние к действительности. В сочетании с конкретностью, сюжет- ностью, с формой, понятной для многих (правда, еще не как результат овладения I t f I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2