Сибирские огни, 1930, № 9

по мнению миллионеров, чиновников и биржевиков. Торнуэлл — по выражению самого Син- клера — героиня романа. Аристократка Торнуэлл, ставшая «крас- ной» — вымышленная фигура. В ее об- разе целиком сказался Синклер, писатель, навсегда связавший свое имя с пролета- риатом, но не освободившийся еще от идеалистических традиции, верящий в «пролетарский характер» «настоящего» христианства, мечтающий к, какой-то «со- циалистической церкви», построенной на принципах «общечеловеческой» морали. Творчество Синклера можно охаракте- ризовать, как противоречие между приз- нанием элементов пролетарской идеоло- гии и уклоняющейся в сторону «просвети- тельного» мистицизма и утопизма мелко- буржуазной психологии. Герои Синклера не могут быть целиком нашими героями. Утопична и Торнуэлл. Но благодаря тому, что она, как и дру- гие герои Синклера, живет и действует в реальной среде, показ всей «скверны» капиталистической организации производ- ства не снижается. Реалистически верное изображение капиталистической Америки остается. Сакко и Ванцетти. Они у Синклера по- казаны больше, как мученики, а не как борцы, хотя, по выражению автора, «во всем, что касается Ь. Сакко и Б. Ванцет- ти — эта книга... попытка написать под- линную историю». Прекрасные образы Николо и Бартоло- мео навсегда останутся в памяти челове- чества по синклеровскому «Бостону». Но необходимо дать кое-какие поправ- ки. Стены Чарльстоунской тюрьмы застави- ли Сакко и Ванцетти сделать переоценку ценностей. Каменный мешок оказался хо- рошим средством для уничтожения ил- люзий. Сознание Ванцет—и несомненно проходило этапы развития от анархизма, «сурового, великодушного, небесного и непримиримого», к проблескам коммуни- стической идеологии. «Ленин умер,—писал Ванцети в 1924 го- ду, — он много страдал и героически ра- ботал над тем, что считал добром и прав- дой и мои глаза наполняются слезами, когда я читаю о его смерти к похоронах. А продажным писакам, которые фальси- фицируют факты, искажают правду » об- ливают грязью своих жалких душонок ве- ликую могилу, я выражаю свое отвра- щение и презрение». А в мае 1925 года он восклицает: «слова, только слова, слиш- ком много слов — это смешной анар- хизм». Несомненно, что Ванцетти шел к про- летарской идеологии. На воле, окунув- шись в непосредственную борьбу, он при- шел бы и к коммунистической партии и марксизму. Ванцетти неоднократно говорил: — Если миллион рабочих об'единятся вокруг нас, мы спасены. Иначе — по- гибли. Синклер бросает совершенно незаслу- женный упрек по адресу американских рабочих, когда пишет: — «Американские рабочие со своими семьями катались в подержанных автомо- билях, ели сосиски, пили содовую воду, хо- дили в кино смотреть, как бедные девушки выходят замуж за миллионеров, а Оедные юноши в две недели сколачивают капи- тал; американские рабочие играли в по- кер, пили пиво домашнего приготовления; конечно, они -не выходили на улицу риско- вать головой ради каких-то «итальяшек». Автор противоречит сам себе. Для чего же понадобились полицейские броневики на улицах Бостона, десятки пулеметов у тюрьмы, усиленные патрули, как не для того, чтобы защитить «правосудие» от «толпы»? Пять миллионов пролетариев поставили подписи на петиции о помиловании Сакко и Ванцетти, поданной губернатору Фул- леру. Соглашатели типа Грина и Гомперса сорвали спасение Сакко-Ванцетти. В мани- фесте американской компартии того вре- мени говорится: — «Необходимо, наконец, Сказать от- крыто, что только могущественное мас- совое движение могло бы спасти Сакко и Ванцетти; но исполнительный комитет американских профсоюзов отказался от всеобщей "забастовки. Компартия предла- гала социалистам образовать единый фронт для защиты Сакко и Ванцетти, но социалистическая партия не хотела, что- бы рабочие демонстрировали за Сакко и Ванцетти, не хотела единства». Не американский рабочий класс, а со- циал-соглашатели повинны в том, что все- общая забастовка в защиту Сакко и Ван- цетти не состоялась. Синклеру вообще не удалось изображе- ние массового движения пролетариата, возникшего в связи с делом Сакко и Ван- цетти, также, как в романе i-ет и после- довательного показа того, что каждый пролетарий, живущий в капиталистиче- ской стране, тем или иным путем неиз- бежно должен придти не только к про- паганде и агитации против существую- щей системы, но и к прямой борьбе с ка- питализмом. Это — минус романа Э. Синклер. В остальном роман звучит подлинным обли- чением палачей американских рабочих. В «Бостоне» Синклера суд над двумя революционерами превращается в суд над провосудием» «свободной Америки». Роман Синклера — обличительный доку- мент, который будет вызывать «гнев и возмущение грядущих поколений». И не только грядущих, но и теперешних. Завеса с лицемерной Америки сорвана. Мировой экономический кризис растет,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2