Сибирские огни, 1930, № 9

река, сдавленная Енисейским кряжем, суживается до 500 метров и где рано или позд- но возникнет величайшая из гидроэлектростанций, через Олекминск на Лене, Алдан- ские золотые прииски, Нолькан. Этот путь идет в полосе привычного земледелия, так как климат Тобольска не отличается от климата Томска, климат Подкаленной Тунгуски не отличается от кли- мата Енисейска, а климат среднего течения Лены теплее горной страны, острова веч- ной мерзлоты, лежащей к югу. Здесь, на Олекминских полях зреет пшеница. Здесь па- сется Олекминская корова, в вымени которой столько/ же золота, сколько на Алдане. Олекминская корова, не знающая ни теплых дворов, ни сильного корма, дает больше молока и с большим процентом.жиров, чем ее сибирская соседка*). Избытки сельского хозяйства края найдут короткий и надежный выход через порты Охотского моря. По справочнику порт Аян свободен от льда 6 месяцев в году. Это значит, что судоходство там возможно по крайней мере 8-9 месяцев, почти как в Ленинграде. Намеченный путь не исключает, конечно, первоочередности сооружения доро- ги Тайшет—Усть-Кут—Байкал—Амурская железная дорога, имеющей большое значе- ния ответвления ка Чумукан, устье Амура и Аян, а также других проектируемых линий. К их строительству мы должны приступить немедленно, как только начнут ра- ботать наши металлургические гиганты... Пока же — главное внимание — рекам, этим даровым нашим сверхмагистралям, внимание Карскому морю. Эта мысль начинает сейчас осуществляться решением о, по- стройке большой судостроительной верфи в Новосибирске. Вовсе не мы одни ищем выхода к полярным морям. Канада, обладающая незамерзающими портами, построила железную дорогу для вывоза пшеницы к Гудзонову заливу, также считавшемуся «ле- дяным погребом». Ледоколы дали прощальные гудки. «Ленин» скрылся в тумане, уходя своим пу- тем на север. 2 2 / Х. Финский залив. Балтийская серь. Дождичек. Ветерок. Открывается дверь. Сквоз- нив переворачивает страницы. — Наша. Родная. Ленинградская. Погода. Капитан Сорокин проходит через «мой» вестибюль. — Гнилая. Бактерии. Грипп. Петр Великий был умный человек, Тогда не было таких успехов медицины. Этого он не учел. А то бы он построил город западнее, по северному берегу. Или южному. —- Очень любил плавать по воде. — Да. И загнал город в такой чулок. Стоит на отшибе. Портовые сооружения искусственные. Дорого стоит. Канал. Чорт!.. Нет, я недоволен Петром Великим. Маркизова лужа! Каждое утро я обливался забортной водой. Сегодня я поду- мал рб этой воде и не пошел... Земля. Уйти бы сейчас кругом Старого света во. Владивосток. Чтобы палуба качалась.• Чтобы чистый ветер пел... «Красин» шел Морским каналом среди кипучих гаваней и строительства Ле- нинградского порта. Навстречу шли иностранные пароходы, груженые лесом; но это был совсем не тот лес, каким сияли палубы карских кораблей. Из Ленинграда шел «балласт», короткие еловые чурки, идущие на бумагу. Мы вошли в Неву. Путешествие Новосибирск—Ленинград по воде, первое в истории, закончилось. На берегу Васильевского острова, где причалил «Красин», собралась толпа. По таможенному обычаю красинцы оделись в свое заграничное платье, шляпы, обувь. Нам было неловко. Я вспомнил. * ) См. А. Маленький „Тяжелое дыхание", «Сиб. Огни» № 6, 1928 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2