Сибирские огни, 1930, № 9
Манчжурский император Китая, во время приема русского посольства в 1720 году превозгласил, что постоянный мир между Китаем и Россией есть естест- венный продукт противоположных климатов. — Россия государство холодное и далекое, — говорил манчжур. — Если Ки- тай пошлет туда свои войска, они замерзнут насмерть. И, если бы русский император захотел послать свои армии в Китай, это оказалось бы невозможным, потому что Ки- тай — жаркая страна, и народ, непривычный к ней, осужден умереть. Теперь, китайская Сибирь, северная Манчжурия, является страной величайшего переселения. «Россия и Япония, желавшие подчинить себе Манчжурию, провели там дороги и дороги сделали Манчжурию китайской. Последние 4-5 лет в Манчжурию пе- реселяется ежегодно миллионы китайцев. Они идут на север, бросаясь на свободные земли и с жадностью хищных птиц. Пятьдесят пять процентов 25-ти миллионного наг селения Манчжурии составляют китайцы» (Asia, 1930 г. Neu-Iork). В короткий период, со времени постройки первой железной дороги, Манчжурия быстро перегнала Сибирь. Между тем, климат Манчжурии более обличается от климата Китая, чем климат Туруханского края, от климата южной населенной Сибири. Все это считается общеизвестным. Не климат является главной причиной того, что большая часть территории Со- ветского союза остается пустыней, а бездорожье, невежество, неисследованность. Кто мог бы говорить о земледелии на тундрах полярного севера до проведения Мурманской железной дороги? Теперь же на земле Кольского полуострова возникают полеводческие совхозы, и, по авторитетному свидетельству ряда ученых, оказывается, что «Украина никогда не знала таких урожаев, как Мурманский край». В Сибири и в Якутии земледелие также победно ( движется на север. Перед правительством СССР поставлен вопрос о сооружении «Великого север- ного пути», т.-е. железнодорожной магистрали, пересевающей Сибирь севернее «Вели- кого сибирского! пути». «Великий северный путь» до сих пор велик, главным образом, великой пута- ницей, внесенной в ленинскую идею освоения Севера некоторыми северными диллетан- тами. Весь смысл проекта сводился к обходу Карского моря. Отсюда варианты: Кот- лас—Енисейск, т.-е. дорога из леса в лес, вдоль течения Оби. Все это, надо считать, ушло в анекдотическую историю. «Великий северный путь», в современном понимании, есть проект сочетания и взаимодействия водных и железнодорожных путей севера. Это — комбинат Северного морского пути, северных рек, соединенных каналами, и северной магистрали. Первая' группа предложенных вариантов северной железнодорожной магистрали рассчитана приблизительно на 8.000 километров рельсового пути от Мурманска до Охотского моря, через устье Иртыша, устье Подкаменной Тунгуски, и среднее течение Лены. В своей западной части этот проект сохраняет явные следы «обхода Карского моря». Вторая группа, выраженная в Генплане Сибири, предлагает более южную и ко- роткую линию. Сибирский вариант совершенно правильно исходит не от Мурманска или Сороки, а от Тобольска. Через два года, после постройки ветки Тавда—•Тобольск и выпрямления пути на Пермь, Тобольск станет крайней восточной станцией широтной магистрали от Финского залива до Иртыша. Тобольск выгодно расположен на самом близком к Ура- лу пункте большого фарватера. Именно через Тобольск каменный уголь Кузбасса мо- жет пойти на Урал по воде. Однако, сибирский вариант, под влиянием местных интересов, ошибочно пыта- ется привязать северную магистраль к Томску, безнадежно, стоящему не на месте, и к Енисейску. Разумеется, не кучка гнилых деревянных домов с дюжиной каменных коло- колен будет направлять советское строительство на севере. Северная магистраль определяется прямой линией Тобольск—Аян (или Ээван), длиной всего 4000 километров, соединяющей глубоководные фарватеры главных си- бирских рев. Этот путь пройдет через богатый Нарымокий район, Щеки на Енисее, где
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2