Сибирские огни, 1930, № 9
2 Север безлюден. Стоит побывать так однажды, чтобы на следующий раз, хоть 0 и за тысячу километров от прежнего северного пункта, встретить тех же людей. Лоц- s мана, сошедшие на борт «Красина» с норвежских пароходов, в 1926 году также были * в устьи Енисея. Рядом с «Красиным» встал для погрузки угля «Зверобой». Я встре- g тил на нем норвежского капитана Свенсена и несколько матросов из прежней команды * шхуны «Профессор Б. Житков». На берегу, в самоедском поселке Хабарове», работал ис- « следователь самоедских племен т- Прокофьев, с которым я встречался в Туруханске. | Лоцмана вспомнили льды 1926 года. Моряки заговорили о сроках навигация. £ —• Я не знаю, —- сказал Я- И. Евгенов, как бы здесь прошли 150 судож, }S которые предположено провести в 1932 году, если бы лед был такой же, как в 26-ом... s — Ну, а если бы эти 150 были «руссы»? 1 — Тогда бы прошли! s — Гак. 03 1926 год единственный в своем роде в целом десятилетии. О нем надо помнить, но не равняться по нему в нашем строительстве; равняться но худшему году, значит равняться по «узкому месту». Это и есть оппортунизм! —- Смотрите, — предостерегающе сказал старший из лоцманов тов. Михай- лов, — в 1911 году мой знакомый поехал с Крестовского, в устье Енисея, на санях 1 октября. — По старому стилю? Верно. По старому... Мы все, еще плохо-знаем наше море. Средства для систематического изучения Карского моря ничтожны. «Зверобой», в поисках белухи, оставил зверобойную партию в Маточкином шаре. И лучший лов зверя начался в начале ноября, когда, стада белу- хи пошли из Карского моря в Баренцево. Этот обратный ход белухи тесно связан с за- мерзанием прибрежных частей Карского моря. Промышленники не установили, как долго продолжался ход белухи, так как их снял пароход «Сибиряков», последний пароход, уходивший из Карского моря 9-го ноября. Все это надо было обсудить, сделать выводы. Я ощущаю свою ответственность за карское дело. « Н о в о с и б и р ск — Роста». — Карская кампания 1929 года блестяще подтвердила возможность и необ- ходимость крупных торговых операций Северным морским путем. Карское море прош- ли тридцать судов. Двадцать шесть иностранных транспортов благополучно перегру- зили на сибирские речные суда в Новом порту и в Игарке импорт, который почти пол- ностью удовлетворит потребность Сибири и Урала и взяли полный груз сибирского экспорта, Однако, отнеся часть этого успеха за счет благоприятных синоптических усло- вий и благоприятных случайностей, мы с тем большей настойчивостью должны быть готовы к. возможным в будущем тяжелым ледяным годам. Затруднения, встреченные в начале кампании, должны быть учтены. С одной стороны, яти затруднения относят- ся за счет все еще недостаточной разведки, вследствие чего суда зашли в тяжелый лед, в то время как имелся более легкий ход, с другой — к качеству самих судов. Самолеты, действующие в связи со зверобойными судами, зимующими к востоку от Новой Земли, будут лучшим обеспечением ледовой разведки. Необходимо иметь группу судов для более тяжелого времени кампании, приспособленных для плавания во льдах и правильно распределять эти суда. В этом году некоторые суда, как, например, «Рен- даль», построенный, в Канаде, имеющий ледовые крепления и сильную маши- ну. шел в группе не встретившей льда. Массовый характер перегрузочных операций в будущем году на Енисее также требует срочных мероприятий. Енисейский флот пополнен всего одним буксиром и не- сколькими баржами, а перевозки возрастают в десятки раз. Ничего не сделано для улучшения фарватера. Пятнадцать лет назад были отпущены кредиты, сорванные вой- ной, для расчистки Осиновских порогов, причинивших в этом году больше. затрудне- 9 4 ний, чем льды моря, и постройки затона близ Енисейска. С развитием карских one-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2