Сибирские огни, 1930, № 8
с переселенцами Б Омске обращаются хо- рошо, — и вот как показывает это: «моют их (переселенцев, — а мы думали, что они моются сами!), дезинфицируют, а в это время (когда моют?) лекции читают о профсоюзах, о судах, о налогах (стало быть, в бане и в дезинфекционной каме- ре?) (стр. 220). Новосибирску Шкапская уделила две (235-7) маленьких бледных странички, зато Томск получил их шесть. Что же привлекло автора в Томске? То, что Томск —• это... «Дон-Кихот на Томи». (Заглавие очерка о Томске). Почему си- бирский город переименован в испан- ского рыцаря печального образа — секрет автора. В этом «Дон-Кихоте на Томи» жи- вет, оказывается «Фауст». «В гостях у Фауста» (заглавие главы) побывала по- этесса Шкапская и посвятила этому при- ятному свиданию страницы 246-249 — столько же, сколько описанию Риддера • возрожденного Кузбасса, и больше, чем описанию Анжерских (1% стр.), Прокопь- евских (1У 2 ) и Кемеровских (2 стр.) ко- пей. «Фауст» привлек внимание поэтессы, как «мечтатель, завоеватель, работник, ученый и поэт» (стр. 246). Не слишком ли этого много для одного Н. А. Иваницкого, томского садовода, которым оказывается, в конце концов, этот «Фауст», живущий в «Дон-Кихоте»? «Томские цыганы» интере- суют автора гораздо больше, чем целая Ойротия: цыганы разместились на 12 стра- ницах (249-62), ойроты утеснились на 21/ 2 (272-273). Вот что мы о них узнаем у Шкапской: «Ойроты — народ кочевой, но- мады (это звучит так же, как: «вода — жидкость, жидкая), скитаются со своими бесчисленными косяками по немерянным лугам Алтая, собирают в этих же цвету- щих ароматных лугах мед (какая дивная страна Ойротия: всюду собирают с лу- гов мед пчелы, а здесь — люди!), гонят деготь в лесах (те же существа, что «со- бирают мед»}. Промышляют охотой, на лукавую выдру ходят по первому снегу, / на соболя, на лисицу. Пестрых бурунду- \ ков — тигров в аршина и толщиной немного толще пальца — леской с дерева ловят (рыбная ловля — леской — на бу- рундуков — тигров!). Каганков (колон- ков?) рыженьких бьют» (273). Можно бы привести много подобных от- рывков, изображающих с такой же вер- ностью, тем же языком, «вчерашний день» Сибири, зарисованный поэтессой «с птичь- его уаза», но и приведенного, думается, достаточно, чтоб сказать о творении М. Шкапской: н е н у ж н а я к н и г а на н у ж н у ю т е м у 1 ) . С. Дурылин Очередяна литхалатур Ев. Чанский. « З а в а р у х а » . Роман. Изд. «ЗИФ». 1930. Стр. 390. а 2 р. 70 коп. Евгений Бурмантов. «За к о р д о н о м» Роман. Изд. «ЗИФ». 1930. Стр. 298. Цена 2 руб. 25 коп. ' ) Справедливость требует обметить, что отделы книги о Туле и Белоруссии обра- ботаны автором гораздо удачнее Вышло два новых пухлых романа из сибирской жизни. Один из них почти без любви («Заваруха»), но «с идеологией». Другой («За кордоном») почти «без идео- логии», но перенасыщенный любовью. Прежде всего о «Заварухе». Тема рома- на — февральская революция и граждя екая война на Алтае с экскурсией в Мо- скву на время Октябрьской революции. Тема нужная, но то, что сделал с этой те- мой Ев. Чанский может навести только на грустные размышления. Послушайте: — «Реки алтайские — водные и бурные, а народ — богатый, сытый, кряжистый, неторопливый». —«Плавно идет жизнь в горах и пред- горьях Алтая: сыто и бездумно. Да и ку- да торопиться? Зачем,—коли все идет сво- им чередом? Солнце по-старому с востока, всходит и садится на западе; щи жирные, пахучие, пироги из нельмы румяные, пель- мени — гордость сибирская, блины, в мас- ле плавающие — не оскудевают на столе... Война!.. Что война? Война далеко!.. Только вот «сорокоградусную» отменили с этой войной. А без нее душу радующий пельмень—не пельмень». «В Бийске все Оыло по-старому: тишь да гладь — и всего вдоволь. Полки гро- мадных магазинов, несмотря на начав- шееся в центре России бестоварье, ломи- лись от товаров. Продуктов на базаре тоже было сколько хочешь и каких хо- чешь. А все это, вместе взятое, делало жизнь приятной, уверенной, сытой и спо- койной». «Дворец по красоте и стилю — в Рос- сии первый» (это в Бийске!? А. А.). Это фон романа. Вдумайтесь в это «кривое зеркало» алтайской действитель- ности 1914-1917 гг. Вспомните бурханизм, алтайских миссионеров, мобилизацию ал- тайцев на фронт, угон почти всего работо- способного мужского населения туда же, продовольственные «беспорядки», колони- заторскую политику царизма и прочее и прочее и вам станет ясной вся нелепость «счастливой Аркадии» Ев. Чанского. На этом «фоне» рисуется жизнь и дея- тельность бийской группы большевиков во главе с Вардиным и дочерью бийского миллионера Плотникова, которая не^схо- дится в характере со своим папашей (он ей и образование дал, и специальный паро- ход для встречи в Новосибирск посылал, и пр., и пр.), бийских белогвардейцев (все они тупые, дегенераты, насильники, все как полагается в халтурном романе «с идеологией»). Подробно описывается за- хват большевиками группы буржуазии и увоз ее в горы в июле-августе 1917 г., р арест и увоз в горы группы большевиков бийским начальством в то же время. Были ли такие случаи в 1917 году, нам неизвестно, но автор оперирует знакомыми фамилиями, названиями, а натпинкертонов- ские увозы описываются им с особым удо- вольствием.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2