Сибирские огни, 1930, № 8

ТРИБУНА ЧИТАТЕЛЯ „Бруски" и Топоров В недавно вышедшей книге А. М. Топорова «Крестьяне о писателях» приве- дены записи высказываний, якобы, самих коммунаров (что подлежит великому со- мнению) о романе Ф. Панферова «Бруски». В этих «записях» приведены такие отзывы: — «Нет никаких, понимаешь, картин широких, впечатлительных и осо- бенно ярких». — «Роман из коллективной жизни, а коллектива в нем нет»... — «Куча мусора, в котором читателю надо искать монетку»... — «Один (??) бедняк Шлепка и тот лентяй»... — «В «Брусках» собрались лентяи»... — «Бруски не настраивают на колхозное строительство, а расстраи- вают...». -г- «Кабы Панферов показал, как артель билась и страдала и как караб- калась на правильную дорогу»... «А единогласное» заключение о «Брусках», якобы,' таково: — «Книга в деревне не нужна. Лжива. «Бруски» навредят колхозному строительству в деревне... Деревня изображена неполно, неярко, фальшиво...» С такой оценкой «Брусков» согласится нельзя. Организующая силы «Брусков» необычайно велика, убедительна. Читающий «Бруски» со вниманием, с любовью к коллективу неизбежно заражается пафосом коллективной жизни. 'В «Брусках» живо показан каждый новый этап нашего строи- тельства. Мы давали читать «Бруски» рабочему, колхознику, красноармейцу, слу- жащему. * Они единодушно говорили: — «Бруски» — это заражающая своей актуаль- ностью, высокой художественностью книга. «Бруски» замечательны еще тем, что в них нет ни одного непонятного слова — ни для крестьянина, ни для рабочего, ни вообще — для массового читателя». Чем же об'яснить, что приговор о «Брусках», вынесенный слушателями Топо- рова, столь разнится от оценок рабочих, красноармейцев, колхозников, читавших «Бруски» самостоятельно? Топоров прекрасный чтец. Нам приходилось присутствовать на топоровских читках, в частности — «Брусков». Топоров, когда читает, — актер на сцене. Он мо- жет за собой увлечь массу, куда захочет. Слушатели будут или плакать или смеять- ся по желанию Топорова. Помнится, когда Топоров доходил до Шленки, то останав- ливался и говорил: «Вот это беднота!»—«Они все такие, бедняки-то!» — подтвер- дил кто-то из слушателей. И Топоров хихикал, в,место того, чтобы разоблачить классовую природу такого взгляда на бедноту. Спрашивается: кто же, в действительности, проявил во взглядах на бедноту правый- оппортунизм — Ф. Панферов (в чем его обвиняют слушатели Топорова) или же организатор и руководитель читок в «Майском Утре» — Топоров? Топоров утверждает, что основной его рабочий принцип — «строжайшее бес- пристрастие». Так ли это на самом деле? Нам известно, что в тех случаях, когда слушатель высказывался вразрез То- порову, то путем вопросов — нередко наедине—Топоров все же добивался сво- его, — слушатель крепко попадал в щупальцы топоровского взгляда на то или иное произведение. Топоров тонко ведет свою «линию», умело движется к своей цели и протаскивает от имени коммунаров свои «чистосердечные» взгляды на произведение под флагом своих слушателей. Так получается « с т е н о г р а ф и ч е с к ий о т ч е т ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2