Сибирские огни, 1930, № 7

g единства» — «живой трепатни» и «интере- Ъ сов социального восстания пролетариата- J отца». q Получается достойный «смелого» и «ори- s гинального» замысла итог: п а р о д и я и 5 п о к л е п к а к на д и а л е к т и к у , т а к и на р а б о ч у ю м о л о д е ж ь . s Внутри Союза молодежи неизвестного нам города, в котором есть большой метал- ы лургический завод, идет политическая борь- ^ ба. Часть рабочей молодежи, проникнув- s шись идеями большевизма ( к а к это про- ^ изошло, автор, к сожалению, не показал) и об'единившись в большевистскую фрак- цию, об'являет беспощадную борьбу всем и всяческим оппортунистам, ликвидаторам, меньшевикам и анархистам. Эта борьба ведется членами фракции на основе пресловутой «диалектической» так- тики и «марксистских принципов», о чем неоднократно заявляют сами члены. Как же реализуются эти «принципы», эта «диалектика» в действии? Из многих при- зеров остановимся подробнее на одном. Верхушке так называемой фракции потребовалось помещение для жилья. Овсов говорит: — . . . «Квартирохозяин и домовладелец тоже собственник... Везде требуют соли- дарности, малосемейности и задатка... Но где иметь задаток... Придется, чтобы нас, оборванных и без задатка впустили куда- либо жить... п р и б е г н у т ь к д и а л е к - т и к е и о с т р о у м и ю К о с ь к и » (раз- рядка моя. Г. П.). Облюбовали особняк, принадлежавший лесопромышленнику Докукину. Докукин запротестовал. «Коська лукаво посмотрел на друзей и нехотя взялся за шапку». — «Ну, чтож, ребята... Пойдем. Как видно, нам не войти в контакт с хозяи- ном. Пусть лучше у него взвод матро- сов поставят... На-днях в наш город приезжают три тысячи»... Это испугало Докукина. И «диалектик» Коська Заонегин не замедлил подлить мас- ла в огонь: .— «Хороший рояльчик... дорогой рояль- чик. Спрятали бы скорее, хозяин... Ведь испортят его матросы»... — «Будут лить во внутрь остатки чая... • бросать окурки»... — «Ковер они загонят на толчке»... Под напором такой «остроумной» кле- веты на матросов, хозяин уступил «пред- ставителям» «большевистской фракции» комнату. Подобной «диалектикой» пропитаны и все остальные действия этой «фракции» и ее членов. Собрание «фракции» поручает своему вождю — Коське Заонегину — влюбить в себя «стерву», «суку», «проклятую оппортунистку»—Веру; так как иначе по словам Овсова, «нашим диалектическим + доктринам она несет и может принести • неисчислимые бедствия». Собрание выно- сит приговор: «Ты обязан любить в по- рядке партдисциплины всякого... кого нужно в интересах революции». И Кось- ка — далее — на протяжении многих страниц «крутит» «диалектическую» лю- бовь с этой Верой. Ранней весной (значит уж после Октя- бря) «славный» «Маратовский красногвар- дейский отряд» под командой Коськи Заонегина выезжает, по приказу председа- теля ревкома, Лапшина, в заштатный горо- док Свиридинск. Заонегин, как комендант этого городка, отдает приказ о сдаче на- селением оружия. Приказ действует пло- хо. Тогда Заонегин пускается на очеред- ную «диалектическую хитрость». — «Дать мне моих верных красногвар- дейцев, — заорал Заонегин. — Дать мне моих беспрекословных исполнителей мо- их диалектических решений»! («стиль»-то каков! Г. П.). Разыгрывается комедия расстрела не- скольких партий укрывателей оружия^, население терроризовано и... «приемкой оружия ведал Сашка Овсов. Пятнадцать приемщиков, которыми он руководил, ра- ботали от восхода до заката солнца». (Сколько же, спрашивается, было у свиридинцев спрятано оружия? О, «живая трепатня» языка без костей!). Об этих «расстрелах» узнает Лапшин, Он приезжает в Свиридинск с группой красногвардейцев, чтобы арестовать За- онегина и горячо, на первых порах, обру- шивается на Заонегина. Но вот узнает, что это всего лишь «диалектические шуто- чки»... — «Все же это—преступление... хулиган- ство... Наблюдая последнюю деятельность вашу... я прихожу к выводу... на вас нель- зя положиться... Стыдитесь... Завтра же вместе со мной извольте возвратиться в город... и ревком решит... как расценивать эту мистификацию». Как расценил ревком «диалектический» террор Заонегина — читателю, однако, остается неизвестным, хотя в распоряже- нии автора и было еще 25 страниц. Види- мо, никак, так как Заонегин продолжа- ет действовать на этих страницах, хотя и не столь уже «диалектически». Между прочим, этот Лапшин, дядя Яша, «крупный марксист... почти двенадцать лет в тюрьме сидел... я ведь учусь у не- го»,—как говорит Заонегин, — председа- тель городской организации больше- виков, — единственное лицо, которое вре- менами, мимоходом, вроде как осущест- вляет руководство фракцией Союза. Мы говорим «вроде как» потому что он, судя по всему, имел возможность убе- диться, что «диалектика» Заонегина пря- мо в р е д и т е л ь с к а я , но только «рас- стрелы» заставили его принять какие-то, скрытые от читателя, меры против нее. Автор уверен, что действительно воз- можно диалектическое единство «живой трепатни» и «интересов социального вое-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2