Сибирские огни, 1930, № 7

Для Фохта марксистскообразные, а по существу идеалистические системы, «яв- ляются одним из показателей силы марк- систского литературоведения, увлекшего за собой и враждебные течения» (стр. 12- 13). Вот, где сказалось непонимание клас- совой борьбы, полная близорукость авто- ра! Как же не понять того, что классо- вый враг, его агентура всеми силами пы- таются надеть на себя маску «марксиз- ма», приспособиться к действительному ортодоксальному марксизму - ленинизму, чтобы под этой маской протаскивать свои идеалистические идейки и всякого рода пошлость? Фохт этого не понял, т. к. не понимает сложных отношений классо- вой борьбы пролетариата и буржуазии. Наличие идеалистических буржуазных теориек и теорий в литературоведении, равно как и в других областях, говорит лишь о необходимости у с и л е н и я не- примиримой борьбы с ними для действи- тельных марксистов-ленинцев, которые умеют видеть классового врага, умеют сорвать с него все и всяческие маски. Чем лучше и глубже мы сумеем разоблачить этих «маскировщиков под марксизм», тем наиболее ярко мы будем показывать силу марксистско-ленинской теории. Это зада- ча каждого марксиста-ленинца. Фохт это- го не понимает. Фохт сам меньшевист- скую, антимарксистскую систему взгля- дов проф. Переверзева выдает за подлин- ное марксистское литературоведение и с особым рвением напяливает на меньше- вистскую их сущность маску «марксиз- ма». Комедия кончена! Маски долой! А. Высоцкий «Романы живой жизни» М а т в е й Л и б е р м а н. — «Романы живой жизни». Предисловие Ю. Ларина. Изд. «Федерация», 1930 г. Стр. 199. Цена 1 р. 40 к., тир. 5.000. Книга Матвея Либермана несколько н обычна и неожиданно чрезвычайно инте- ресна. В книге три судебных (автор рабо- тает в судебном отделе «Правды») очер- ка — три «романа живой жизни». В первом описывается уже известная по фельетону д. Ьедного «Ната» («Изве- стия» №№ 264, 265, 1929 г.) история Га- лины Мравиной, убитой рабфаковцем Ильюшей Судаковым, «мелкотравчатым Дон-Жуаном», проповедником «половой анархии». Второй посвящен растрелян- ным «меценатам наших дней» — бухгал- теру Убыльсксму и его ближайшему на- чальнику Лобанову, совершивших путем подлогов, крупную растрату, первый—ради карьеры своей жены, опереточной арти- стки Серафимы Виан, второй—просто ради «хорошей жизни». Третий очерк расска- зывает о дуэли в Нескучном саду между двумя слушателями Военной академии из-за бывшей княжны — артистки Тама- ры Балквадзе. Мы говорим — очерки. Так же называ- g ет свои «романы живой жизни» автор. Но е это не совсем верно. Это скорее расши- J ренный репортаж, расширенные отчеты, £ написанные крепкой рукой серьезного га- s зетного работника. § «Романы» читаются, как говорится, «с g захватывающим интересом». Материалы настолько остры, что легко было сбиться r на путь подачи их, как пикантных сенса- ^ ций. Автор избежал этого. «Романы» да- з иы без крикливых и дешевых эффектов,— s трезво, просто. Но, наряду с этими по- g: ложительными качествами, общественно- политическая направленность «романов» осталась недостаточно заостренной. Ав- тор перегрузил «романы» документами, особенно «Смерть ГаЛины Мравиной», и проявил, с другой стороны, чрезмерную скромность: лишь изредка давал слово самому себе, как публицисту, для анали- за, выводов и обобщений. Вот почему мы и вынуждены были оговориться, что ра- боты М. Либермана не могут быть пол- ностью отнесены к очерковому жанру. Они остались на полпути от расширенно- го репортажа к художественной публи- цистике. Однако, несмотря на это, нельзя не со- гласиться с автором предисловия, тов. Ю. Лариным, что книга М. Либермана представит бесспорный интерес не только для читателя, но и для писателя. Нельзя не пожелать дальнейшего выпу- ска подобны-х сборников, составленных на основе судебных материалов. Обществен- но-воспитательное значение этих сборни- ков несомненно. Они, безусловно, найдут массового чи- тателя. f . f d ^ п . Революционная олеография. В а с и л и й Х м а р а . — «Каменная кровь», повесть — изд. «Зиф». 1930 г. 157 стр. Ц. 1 р. 30 к. На 157 страницах Хмара задумал на- писать целую эпопею о руднике, изобра- зить шахтеров при царе, при белых и при советской власти, показать пробу- ждение в горняках сознания ответствен- ности перед рабочим классом—новым хозяином рудника, изобразить разницу между трудом подневольным и трудом сознательным, для себя и своего класса. Огромная тема при недостатке творче- ской силы и вкуса свелась к отрывочной олеографии, лубку с непродуманными и недоработанными сюжетными линиями. — «Да, мы—потомственные шахтеры, ие люди мы, а черные глыбы, разбросан- ные в мрачных подземных галлереях... Да, что там кровь! Нет этой крови у нас. Черно-синяя гуща течет в наших жилах, течет, стынет и каменеет. Эх, на- плюй и пей!»,—словно балдой, ударяя кулаком в волосатую грудь, ревел за- бойщик Гришка, протягивая другую ру- Ч Ч Л ку к четверти водки»,—так начинается I 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2