Сибирские огни, 1930, № 7
X Хожу по библиоткам: интересно, что читают шахтеры. Уверяют, что классн- ое я < х ков. Но я настойчивее и подробнее расспрашиваю и выясняется, что спрос на писа- теля-классика высок именно в то время, когда он проходится в местных учебных « заведениях и произведения читаются именно те, которые входят в школьную про- х грамму. 2 Старшее поколение спрашивает больше историческую беллетристику, мемуа- о ры: — «здесь нам все знакомы, мы все это сами пережили». Молодежь же, когда ей х не надо готовиться к зачету, предпочитает современную литературу. 3 Вечером собираемся у кружковца Иванова — познакомиться, подготовиться к £ предстоящему собранию, почитать стихи. Выясняется, что некоторые кружковцы со- чувствуют перевальским идейкам. Учитываю это и на общем собрании группы го- < ворю о «Перевале», о задачах пролетлите)ратуры, о заказе, об «искренности». В кон- щ це касаюсь «злобы дня»: излагаю суть споров о творческое методе, s Обсуждают дальнейшую работу кружка. — Чаще выходить в рабочие массы. А то будет не кружок, а буза: засохнем. — Обсуждать не только свое творчество, а и лучшие произведения современ- ных писателей. — Выписать и проработать «Литературную учебу», «Литературную газету», пособия по литературной грамоте. — Тесней поддерживать связь с СибАПП'ом, с «Сиб. огнями». Выбран секретариат: два Попова и Голиков. Затем — читка. Снова, как и вчера, разгораются споры по принципиальным вопросам. За эти дни я успел довольно подробно ознакомиться с творчеством актива кружка. Наиболее тревожно и неустойчиво творчество Г. Иванова. Над его столом мирно уживаются Есенин и Маяковский в траурных рамках. Шахтеры после одного из выступлений «к,рыли» Иванова: живет парень на копях, а пишет о березках, да о девушках. Но Иванов упрям: — Деревня еще не переделалась. Я описываю ее такой, какой вижу. Но не видеть сдвигов, происшедших в деревне, может только слепой. И при- пертый к стенке Иванов заявляет: — Я не хочу ходить на поводу у кого-нибудь, на поводу у класса! Снова напоминаю, что каждый писатель все-равно выполняет — пусть бес- сознательно — заказ какого-либо класса. Иванов все равно, хочет он или нет, «хо- дит на поводу у класса» — только не нашего. Он цитирует пушкинское «Поэту» («Ты, царь, живи один»...), говорит о том, что каждая социальная группа должна быть представлена в литературе — в общем вся аргументация идет от «Поисков Галатеи». Вряд ли Горбов подозревает, что у него в Анжерке есть сторонники, более последовательные, чем он сам. В № 4 «Сиб. огней» писалось об «упрямствующем есенинце» (переписка с начинающими). Это и есть Г. Иванов. Очевидно, под влиянием товарищеской критики, он сделал попыт- ху перейти к более актуальным темам и формам. В новом стихотворении он пишет. «Пусть лучше будет так: Пятак Поэт за верстаком, В редакциях не ищет». Но б лет работы «под Есенина» сказываются, часто прорываются такие стро- ки, как «Сибирь... в золотой коллектив заплетут». Пахнет порой примитивным кос- мизмом : «Ширь планет. В фабрики, заводы, Вышел поэт. Шахткомы, цехкомы — Вышел, идет Словом, в народ. 11о стальному пути Крошит и рушит и рвет». Апповцы обещали постараться сдвинуть Иванова на более плодотворную до- рогу, чем перепевы на тему о «Руси уходящей». В. Попов, в противоположность Иванову, берет темы вполне современные. Это наиболее крепкий тематически из кружковцев. — Наш район — район такой, ... Наш ,район — район такой, Где со старым новь вступила в драку, Где ударников бригады боевые Где машиной врубовой Водку, косность, лень, покой Мы на уголь ринулись в атаку. Бьют с такой энергией впе'рвые» (стих. «Наш район»). Беда т. Попова В. (как и большинства начинающих поэтов) в стремлении «все охватить» в одном стихотворении, в неумении выбрать наиболее характерное. Поэтому стихи его иногда превращаются в простое перечисление, как например в стих. «Союзу Советскому»: «Ты — основа дней грядущих, ты — знамена кумача, ты — .защита неимущих, ты — детище Ильича» и т. д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2