Сибирские огни, 1930, № 7
£ Для полноты картины необходимо еще коснуться печально-знаменитои теории э «непосредственных впечатлений», главным защитником которой является т. Либе- 0 динский. Состоит она, как известно, в следующем: в борьбе за существование у 5 человека создаются «общежитейские» представления о мире, «страшно пошлые, | поверхностные, неверные». Но кроме того у него накапливаются «непосредствен- ные, впечатления» действительности, соответствующие истинному положению вещей, и При помощи этих «непосредственных впечатлений» человек «преодолевает» ходячие ' житейские представления и получает действительное знание мира, п Итак, «непосредственное впечатление» — вот основа познания мира, вот - основа искусства. Но если так, то стирается всякая грань между художниками раз- 3 личных классов. И т. Либединский зовет на помощь классовое миросозерцание. Он % озаглавливает одну из глав своего доклада так: «место миросозерцания в творче- - ском процессе» 1 ). Но лучше бы этой главы и не было! Потому что роль миросозер- s цания сводится в ней к отбору из массы непосредственных впечатлений — важ- § нейших, которые могут дать наиболее яркое представление о действительности. Все 1 прочие, забракованные миросозерцанием, непосредственные впечатления тоже, следо- Jj вательно верны, только не так ярки. Мировоззрение по Либединскому, в противо- u речии с основами марксистской теории познания, не влияет на характер «непосред- е ственных впечатлений», оно лишь помогает выбрать из них наиболее яркие. Но хуже всего, что мировоззрение превращается в какого-то «боженьку», £ неизвестно откуда взявшегося, чтоб выручить споткнувшегося теоретика. Судите о сами: по Либединскому во внутреннем мире человека имеется противоре^е непо- о средственных впечатлений действительности — богатого знания мира, но находяще- гося в несобранном, хаотическом виде, и—обывательских представлений, суждений житейского рассудка, пошлых, поверхностных. Художник разрешает это противо- речие, преодолевая житейские суждения организующей, систематизирующей ролью классового миросозерцания (указанный сборник, стр. 40). Мы привыкли думать, что миросозерцание создается в процессе классовой практики человека. Оказывается, ничего подобного! Классовая практика (которую Либединский сводит к «борьбе за существование») создает лишь «общежитейские представления», при чем миросозерцание не только не вырастает на основе этих представлений, а даже помогает преодолевать их. Может быть, миросозерцание вырастает на основе непосредственных впечатлений? Нет, оно само служит для их систематизации. Либединский не понимает, что противопоставлять нужно не «житейские пред- ставления» — миросозерцанию, а миросозерцание уходящего класса — миросозер- цанию класса, идущего ему на смену. Правда, на стр. 37 того же сборника он пишет: «В обществе, в котором начинает приостанавливаться движение вперед... внутренний мир человека преисполняется колоссальным количеством житейских суждений... не соответствующих действительности. Художник такого общества (заметьте: о б щ е с т в а , а не класса! В. В.) подчас не в силах вскрыть непосред- ственные впечатления действительности, т. к. его миросозерцание противоречит об'ективному развитию действительности». Здесь как будто Либединский сам не делает разницы между миросозерцанием и житейскими представлениями. Но это секундный проблеск, далее снова начинается противопоставление. Мало того, Либе- динский заявляет, что «искусство, которое оперирует житейскими представления- ми,—это не искусство: это кажущееся искусство, ложная форма, мимикрия». Кажу- щимся» искусством оказывается, следовательно, все искусство застойного общества. Здесь Либединский явно подражает Воронскому, об'явившему все тенденциозное, классово направленное искусство — «лсевдо-искусством». Вообще теория «Непосредственных впечатлений» взята напрокат у Воронско- го. А чтоб об этом не догадались, Либединский (вот хитрец!) вводит в доклад главу «Ошибки Воронского в «Искусстве видеть мир». Ш , опять окажем — лучше б ее не было! Потому что единственной ошибкой Воронского оказывается утверждение, что художник пользуется непосредственными впечатлениями, полученными в дет- стве, тогда как по Либединскому — их накопление происходит всю жизнь. Кроме того Либединский добавляет: взрослому человеку необходима организующая роль миросозерцания, чтобы «вернуться к детскости восприятия» (т. е. чтобы, в сущно- сти, освободиться от ведущей роли миросозерцания!). В остальном Либединский, очевидно, согласен с Воронским. И люди, защищающие эту типично-импрессионистскую теорийку, называют себя представителями пролетарского реализма! Что такое импрессионизм? По сути дела, это — натурализм, доведенный до крайности, до превращения в противоположность. Стремясь к наиболее об'ективно- му, точному отображению действительности, натуралист старается, не размышляя, передать возможно более точно кусок дйствительности. Стремясь к тому же, «Творческие пути пролетарской литературы», сборник 2-й, Ю. Либедин- ский—«Художественная платформа РАППа».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2