Сибирские огни, 1930, № 6

не позволяет при этих условиях рассчитывать на полное размещение древесины в разме- рах, соответствующих годичному приросту. Кроме того, в отношении экспорта интересы государства будут требовать ограничения вывоза древесины в необработанном виде, заменяя вывоз, например, балансового леса вывозом древесной массы или целлюло- зы и т. п. В связи с этим возникает вопрос об изыскании новых путей использования дре- весины, с целью превращения ее в более транспортабельный товар, имеющий к тому же свой, независимый от обычных сортов лесоматериалов, рынок сбыта; при этом со- вершенно естественно может встать вопрос о насаждении в крае совершенно новых, не- известных еще для COOP, производств но переработке древесины, которые бы позволили значительнее расширить рынок сбыта местной древесины, что будет способствовать лучшему и более полному освоению лесных массивов. В этом отношении являлось бы чрезвычайно интересным учесть опыт Скандинавских стран, а особенно CACIII, где можно найти много поучительного для разрешения поставленной проблемы. Другим серьезным и чрезвычайно важным вопросом в общем решении Ангарской проблемы должен явиться вопрос транспорта. Совершенно бесспорно, что при современ- ной совершенно недостаточной обеспеченности края путями сообщения будут встре- чаться большие затруднения в хозяйственном росте края, а тем более при том росте, который будет обусловливаться наличием дешевой ангарской энергии. Необходим бу- дет самый радикальный пересмотр существующих транспортных условий в сторону фор- сированного развития железнодорожного, водного и шоссейного транспорта. Переходя к вопросу о стоимости Ангарских гидроустановок, отметим, что сей- час, при отсутствии достаточных данных, дать более или менее точную величину ее представляется затруднительным; в настоящее время приходится ограничиться лишь грубо-ориентировочной прикидкой. Если исходить из размеров сооружений, необходи- мых но условиям их будущей работы, то, руководствуясь сравнениями с иными приме- рами, мо,жно установить стоимость гидроустановок в порожистой части Ангары в сумме около 600 млн. руб., при чем в последней сумме до 40 млн. руб. составляют расходы по судоходным сооружениям. Исключая эту сумму и принимая годовые расходы по экс- плоатации и пр. в размере 10 проц. от капитальных затрат, а годовую отдачу 20 мрд. квт., мы получаем стоимость 1 квтч. в 0,27 коп. Что же касается величины потребных капиталовложений, связанных с разреше- нием всей проблемы р. Ангары в целом, т.-е. с учетом промышленного, жилищного и пр. строительства, то по аналогии с Днепровским комбинатом следует ожидать ее в раз- мере 5-8 млрд. руб. Столь значительные затраты, обусловливаемые масштабом проблемы, а с другой стороны отсутствием в мировой практике соответствующих примеров, требуют самого тщательного и всестороннего изучения и проработки всех выдвигаемых проблемой воп- росов. То обстоятельство, что проблема р. Ангары не является проблемой текущего дня, ни в какой, мере ни должно ослаблять внимание к ней и задерживать срок приступа к ее проработке. Мы знаем, что Днепровская проблема уже в последней ее стадии,' когда были поставлены в ней и вопросы энергетики, потребовала для своего изучения и про- работки свыше 20 лет. Не менее 10 лет обычно отнимает предварительное изучение всякой новой проблемы и в Америке. Тем более оснований имеется для немедленного приступа к изучению и проработ- ке проблемы р. Ангары. Нас не должны пугать те огромные количества электрической энергии, которые могут быть получены там. Индустриализация страны идет гигантскими шагами, и, конечно, чрезвычайно важно, чтобы развитие энергетической базы шло, впере- ди развития других областей народного хозяйства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2