Сибирские огни, 1930, № 5
на белку или о полевых работах, читатель понимает, что рассказчик не посторонний наблюдатель, а человек, который сросся, сжился с изображае- мой им жизнью. Прбстота изложения подкупает читателя. Рассказ ведется в хронологической последовательности, и только один раз сделан экскурс в бога- тое прошлое Зурнина, которое автор су- мел изложить всего на одной странице, да два раза введено письмо, как компо- зиционный прием (письма Зурнина к Бы- кову и Марине). В приемах построения у Пермитина есть нечто общее с Сей- фуллиной: та же зарисовка героев в действии, тю же место пейзажа, те же попытки изображения толпы отдельны- ми мазками. Диалоги не страдают длиннотами, язык действующих лиц, сохраняя мест- ный колорит, однако, не загромождается провинциализмами, к чему так склонны некоторые из писателей—сибиряков. А. Низовцев • Социология бессмыслинки Н. З а б о л о ц к и й . «Столбцы». Изда- тельство писателей в Ленинграде. 1929, стр. 70, ц. 1 руб. 10 коп. За истекший зимний период «Столбцы» несомненно наиболее своеобразное и в то же время н а и б о л е е т р е в о ж - н о е явление на поэтическом фронте. Тематика Заболоцкого явно реакцион- на. Не даром сборник открывается сти- хотворением «Красная Бавария». Пив- ная, рынок, свадьба, пир — вот, что в первую очередь интересует поэта. Конеч- но, решающим моментом для выводов о мироощущении автора и социальной сущности его творчества является не столько избираемый об'ект, сколько точ- ка зрения, с которой об'ект изображает- ся. Очень показательны в этом отноше- нии как-раз те немногие стихотворения, где Заболоцкий берет тему более или менее близкую современности. Возьмем хотя бы «Часового». Красноармеец, стоя- щий на посту, «обыгран» чисто-эстетски. ...стоит, как кукла, часовой, В его глазах одервенелых Четырехгранный вьется штык. Тяжеловесны, как лампады, Знамена пышные полка. ...там пролетарий на коне Гремит, играя при луне. ...тут белый домик вырастает С квадратной башенкой вверху, На стенке девочка витает, Дудит в прозрачную трубу; Уж к ней сбегаются коровы С улыбкой бледной на губах... А часовой стоит впотьмах В шинели конусообразной; Над ним звезды пожарик крас- ный... и т. д. Стихотв. «Новый ^ ы у похоже на из- девательство. Вот, как описывается всту- пление представителя нового быта в жизнь: Младенец нагладко обструган, Сидит в купели, как султан, Прекрасный поп поет, как бубен, Паникадилом осиян; Прабабка свечку выжимает... Младенец растет, Потом пирует до отказу В размахе жизни трудовой, Гляди! гляди! он выпил квасу, Он девок трогает рукой. И вдруг, шагая через стол, Садится прямо в комсомол. Вот уже за окошком «играет сваха в бубенец». И младенец рукой, которая «ширится от стали», «невесту держит за рукав». Здесь, наконец, наш герой про- являет свою приверженность к новому быту: Приходит поп, тряся ногами, В ладошке мощи бережет, Благословить желает стенки, Невесте—крестик подарить... — Увы!—сказал ему младенец,— Уйди, уйди, кудрявый поп, Я—новой жизни ополченец, Тебе-ж один остался гроб! Уж поп тихонько плакать хочет, Стоит на лестнице, бормочет, Уходит в рощу, плачет лихо; Младенец в хохот ударял... Можно вздохнуть облегченно: нако- нец, мы добрались до нового быта. Но... он внезапно поворачивается к нам не- ожиданной стороной: ...знакомые скатились, Завод пропел: ура! ура! И новый быт, даруя милость, В тарелке держит осетра. ...и, принимая красный спич, Сидит на столике кулич, ... й вот супруги на покое Сидят и чешут волоса. Заболоцкий не захотел, да и органиче- ски не смог бы, — увидеть тех сторон нашего быта, которые делают его новым. «Новый быт» Заболоцкого, несмотря на «уйди, уйди, кудрявый поп», — все же квинт-эссенция обывательщины, мир — огромной, чудовищной пошлости. Везде и постоянно, с какой-то патологической настойчивостью, утверждает Заболоцкий извечность, непобедимость этой пошло- сти. «Весь мир обоями оклеен — пещер- ка малая любви». «Столбцы» интересны своей исключи- тельностью. В них ярко выражено чуж- дое нам, но своеобразное отношение к миру, к вещи и слову — признак под- линной поэтичности. Слова, как бы за- блудившись, сталкиваются в самых не- ожиданных сочетаниях, звучат и осмыс- ливаются по-новому. «Здесь мясо властью топора лежит, к ак к р а с н а я д ы р а»... И огурцы, к а к в е л и к а н ы, п р и л е ж н о плавают в воде». Собачка « г р и б н ы ми н о ж к а м и неловко вдоль по дорожке шелестит». Именно благодаря талантливости Заболоцкого,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2