Сибирские огни, 1930, № 5

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ НОВАЯ КНИГА СИБИРСКОГО ПИСАТЕЛЯ Е. Пермитин. «Капкан». Роман. «Феде- ствие в последующих частях, гадать не рация». Стр. 209. Ц. 1 р. 50 к. будем, а рассмотрим «Капкан» таким, ка- В таежной глуши притаилась деревня ким он лежит перед нами. Черновушка. Жители ее — широкобо- Как заметил читатель, центральными родые кондовые кержаки-староверы, со- образами являются Селифон и Марина, хранившие в неприкосновенности до на- Фигура Селифона—это молодой кресть- ших дней заскорузлость быта и верность янский парень, взращенный на дедов- традициям предков, пришедших сюда от ской закваске, но инстинктивно, CKopei преследований самодержавно-церковного чувством, а не разумом, сознающий, что режима. И в эту глушь, где советская прошлое уходит и жалеть о нем не власть существует лишь номинально, стоит. где кулак «Самоха Сухов нонче в пред- Но дедовская закваска бродит в нату- седателях ходит, да с промысла еще не ре Селифошки: красавец, песенник, за- воротился, а баба тут у него за сборней лихватский танцор и вместе с тем ве- доглядает», вдруг попадает коммунист ликолепный сметливый работник, он та- Орефий Зурнин. Организуя бедноту в ит в себе зачатки буйной, но еще пока артель, он об'являет борьбу кержацко- неорганизованной силы. Во время борь- му кулачью с его заплесневелым бытом бы с колчаковщиной сибирская парти- и эксплоатацией бедноты, потому что занщина и вербовала свои ряды глав- «батраки да беднота и здесь, как и везде, ным образом из таких Селифонов. На есть». Кулаки, предводительствуемые фронте перестройки деревни Селифоны своим попом, не сдаются. Разыгрывается также будут в первых рядах, если в их борьба. Исхода этой борьбы мы не ви- работу будет внесено организующее на- дим (рецензируемая книга представляет чало твердой рукой Зурниных. Иначе же лишь первую часть романа), но надо они легко могут быть сбиты с правиль- полагать, что, несмотря на ловкую ного пути попами Амосами и их при- стратегию попа Амоса (тут и клевета, и спешниками, которых хорошо знают, в запугивание чертями и адом, и поджог), какие места нужно бить Селифонов, победа артельщиков обеспечена. чтобы направить их энергию против На фоне этой борьбы разыгрывается «кумынии». ( интересная и жуткая драма двух моло- В изображении Марины автор немного дых людей — сына кержацкой деревни «пересахарил»: она вышла городской Селифона Абалдуева и дочери пришло- «барышней». Ведь Марина воспита- го новосела Марины. Влюбившись в лась в семье деревенского столяра, об- «мирскую» девушку, Селифон изгони- разом жизни, бытом, ничем не отлича- ется из дому своим дедом, матерым кер- ющейся от обыкновенной крестьянской жаком, и уходит в организуемую. Зур- Семьи, а между тем она даже одевается ниным артель. Но невольное /участие в «по-городскому». Откуда у Марины в убийстве ойрота, совершенное во время любовной истории ее с Селифоном та- охоты его компаньоном из корыстной кие ходы, которые свойственны скорее цели, приводит Селифона на скамью под- гимназистке? Откуда на ней налет интел- судимых. Во время отбывания им нака- лигентщины во взаимоотношениях с зания Марину насилует идиот Еваня, и Зурниным? в результате она разрешается от бреме- Остальные персонажи могут быть лег- ни. В связи с беременностью Марины ку- ко разбиты на две группы: группа, лаки создают сплетню и перетягивают на строящая новую жизнь, и группа, цепля- свою сторону вернувшегося Селифона, ющаяся за старые устои и, следователь- Марина уходит в город к Зурнину, рабо- но, за свои привилегии. К первой груп- тающему в укоме партии. На этом и пе относятся Зурнин, Седов, отец Мари- кончается первая книга романа. В ка- ны, Герасим Петухов, Матрена, ко вто- ком направлении будет развиваться дей- рой — поп Амос, дед Агафон, Мосей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2