Сибирские огни, 1930, № 5

...Бездорожья .круговой порукой _ g Сучья теснее сплетутся кругом... ' г Они вошли в стих. «На тропе разведок» в таком виде: £ И напрасно круговой порукой... § Ночью лес грозился многорукий... я Обычно, на первых порах своей литературной молодости (знаю по своему в опыту) — поэты перегружают новыми свежими образами, сравнениями, эпитетами 3 свои .стихи и нередко впустую. Поэтому я, лично, против ненужного мотовства, за о, мудрую «скупость», которой поэт должен учиться, взвешивая в своей работе каж- £ дое слово. • < С формальной (технической) стороны наиболее специфичным в стихотворе- ш нии является строка. Звуковая организация строки, кроме размера (или ритма), £ подчеркивается наличием рифмы. Кроме того, синтаксическая роль стихотвор- ч ной строки весьма отлична от строки прозаической. Поэтический синтаксис по при- роде своей является деформированным (т.-е. с отлконением от обычного), так как • слова вливаются в определенный ритм. Возьмем пример: «Но и все ж не заключает мира Человек с природой, нет—еще Он приходит дуло нивеллира Наводить на полчища трущоб»: Связанность рифмой,, ритмом, стремлением нагрузить смыслом ка'ждое 'сло- во (образ) — бросается в глаза. Но, ставя перед пишущим преодоление природы поэтического синтаксиса, мы, с другой стороны, в пределах строки находим инте- ресные комбинации. Так, выделяя прилагательное «п у р го'в ые он слышал песни» ' я, в пределах ямба, получаю более выигрышную строку, нежели «он слышал пур- говые песни» (амфибрахий). Этих примеров достаточно, чтобы увидеть, как поэту приходится на маленьком отрезке строки преодолевать связанность ритмом и им же самим создаваемыми образами. * В то же время, предельно сжатая графически, строка требует предельной же смысловой нагрузки на нее. Что это значит?. А вот. К примеру, я- пишу стихо- творение, тема которого, скажем, город. И уже все сравнения, образы, эпитеты принимают соответствующую окраску, стихотворение организуется так, чтобы чи- татель не выходил из круга понятий, связанных с городом. «Кварталом комнат проходных Пошли по городу враскачку»... (об автобусах). — «Раскинет шарф огромный—дыма - — Над головой»... Здесь город дается в двух планах: первый — дым заводов утром; второй — прохожий, спешащий по улице. Предельная сжатость дает мне возможность, ис- пользовать стихотворную («короче воробьиног.о носа») строку. Предположим, рукопись вчерне закончена. Замысел поэта, как fyran пружи- на, казалось бы, развернулся до конца... Но до конца ли еще?.. Пробегаешь глаза- " ми рукопись, ища за что бы еще зацепиться, выбросить, изменить... Зияют пустые места в строчках: это — отдельные эпитеты - еще не найдены, они вынашиваются в сознании писателя. Нужно еще и еще раз пройтись пером по разрозненным ли- сткам рукописи. Стихи не пишутся, как, хотя бы, заметки в газету, сразу—от первых строк ; до последней точки. Только сопоставляя, комбинируя и изменяя все элементы стиха сообразно замыслу, я достигаю стройности общей концепции. Шаг за шагом, раскрывая в своей повседневной работе природу слова, поэ- ты приходят к новым возможностям использования его в целях наибольшей выра- зительности. Техника «развивается». И нередко, слишком далеко уходя по пути формальных исканий на первых порах своей работы, поэты сами создают «искус- ственный препятствия» в виде чрезмерных увлечений звуком, образностью, мало- ли чем. Понятно, формально расти надо, но этот рост будет естественным, если йа ряду с ним поэт углубляет свое творческое осмысливание окружающего. Нельзя заниматься одним выуживанием, хотя бы и» свежих образов, когда в буДйи нашего строительства мы, молодые поэты, еще не положили ни одного крепкого стропила своих стихов. И здесь нужно поговорить не об одной «культуре слова»... Творческая работа поэта начинается там, где он художественно осмысли- вает наблюденное, насыщая произведения—в процессе их делания— всем-своим культурным опытом. В одном из своих стихотворений я, по замыслу своему, хотел развернуть широкое историческое полотно, хотя бы, как фон. В результате у меня нехватило на это сил. Поэтому, говоря в этой статье почти исключительно о техническом преодо- лении слова, я хочу, под конец, подчеркнуть то огромное место, которое занимает • в лаборатории каждого пишущего общая культура, приносимая на верстак мастер- ства. Об этом стоило бы поговорить... Но сейчас это уже выходит за пределы мо- ей заметки. /' 1 . ЛЕВ ЧЕРНОМОРЦЕВ\/

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2