Сибирские огни, 1930, № 5
* ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОК-НОТ f I Перед „барьером слова" Было время, когда вместе с другими молодыми поэтами я писал скороспе- лые стихи, делая их внешне гладко, но не выносив до конца, глубоко не продумав их социальной значимости. Некоторые из таких стихов выходили не так уж пло- хи, но в общем, перелистывая календарь революционных праздников, мы подчас не замечали идущих бок о бок с нами будней. Позднее, на опыте, я убедился, что только вместе с лесами социалистического строительства мы выходили на леса набросанных вчерне стихов и увидели более широкие горизонты. Показать свою «лабораторию стиха», тайгу помарок и перечеркиваний на бумажных полях черновых рукописей — задача технически трудная. Ограничимся несколькими примерами, ставящими каждого начинающего перед барьерами преодоления сло- ва, перед барьерами, которые каждый серьезно работающий над стихом должен преодолевать. Перед нами исчерканный вкривь и вкось листок бумаги и... упорство автора. Идет промывка словесного песк$ Найти золотые крупинки образов, эпитетов уда- ется не сразу. Варианты отдельных строк и строф' толпятся, вытесняя друг друга. Кладутся стропила рифм. В здании стиха будут перестройки, от которых зависит стройность архитектурного замысла. Иллюстрацией этого важного момента будет пример наиболее выгодного ис- пользования образа в общем (композиционном) плане стихотворения. Так, напри- мер, создавая нарастание мотивов «романтики открытий» (стих. «На тропе разве- док»), я почувствовал, что неэкономно расходую образы, уклоняясь от главной ма- гистрали замысла. Я записал первый вариант: «Но все громче звонкая монета < Прославляет на земле металл. И на слом пошли те шхуны и корветы, О которых Стивенсон писал». Выбросив две последних строки, я тем самым отказался от дальнейшего развития мотивов романтики «открытий», образ («прославляют на земле металл»)—в окон- чательном варианте взял на себя ответственность концовки. Получилось: «Там, бороться на просторы эти, Вышел тот, кто навсегда познал, Что стальной рычаг, а не монета Прославляет на земле металл»... Отсюда практический вывод. Законченные смысловые и ритмические комп- лексы ( в данном случае строфа) не всегда остаются в том первоначальном окру- жении текста, в каком они были набросаны. Поэт зачастую находит впоследствии более выигрышное место для них в общем плане стихотворения. Таким образом, на примере становится очевидным, что параллельные образы борются между собой за право стать в строку. В небольших стихотворениях это взаимное вытеснение отдельных строф соответственно меньше. В серьезных по теме произведениях автору приходится сталкивать между собой иногда очень далеко отстоящие друг от друга образы и вводить их в новом измененном виде и в другом соотношении. Часто неиспользован- ные образы остаются лежать в «заготовках». Мелкие, пейзажные стихи использу- ются, ка эскизы, вылеживаясь до поры до времени в письменном столе. Пример использования эскиза. В стих. «В тайге», нигде не напечатанном, датированном 1926 годом, у меня были строчки:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2