Сибирские огни, 1930, № 5
Иными словами, задача сводилась к тому, чтобы создать максимально-благо- g приятные условия для повышения производительности труда, а следовательно, и s снижения издержек производства на единицу продукции, при максимальной величине § об'ема продукции. u Особое значение для решения вопроса о размерах хозяйства имеет внутрихо- зяйственный транспорт. § Если, в условиях мелкого крестьянского хозяйства, организация транспорта, J составляющего одну из значительных статей расхода, все же не стояла пред хо- ю зяйством, как крупная проблема, и разрешилась применением конной тяги, то в щ крупном хозяйстве, при многократном увеличении массы перевозимых грузов, осо- с бенно продукции, транспортная проблема и технически и экономически стоит пред щ организатором хозяйства, как крупнейшая. а Практика САСШ дает пример разрешения транспортной проблемы в сель- 5 ском хозяйстве в виде широкого применения автомобиля. Однако, бесспорные пре- ^ имущества автомобильного транспорта перед конным во много раз перекрываются s преимуществами железнодорожного транспорта пред автомобильным. £ Следует отметить, что проблема внутрихозяйственного полевого транспорта > в крупных сельскохозяйственных предприятиях Германии, уже теперь частично раз- 5 решается путем применения легких полевых железных дорог постоянного типа, с s под'ездными путями к ним переносного типа, прокладываемыми на участках кон- о центрации грузовых потоков. £ В проектируемых АИК'ах, размеры которых в^ много раз больше так назы- ваемых «крупных» сельскохозяйственных предприятий за границей, сделан реши- тельный поворот в сторону широкого применения внутрихозяйственного железнодо- рожного транспорта, как в виде постоянных магистралей, так и переносных под'езд- ® ных путей к ним, при чем первые одновременно являются и под'ездными путями ш к обычным железным дорогам (НКПС'а). s Разумеется, что условия применения этого вида транспорта не во всех £ АИК'ах одинаковы и зависят как от характера производства, так особенно и от рельефа территории. Поправки на эти условия сделаны в каждом АИК'е отдельно, Е что приводит к комбинированию с другими видами транспорта или даже полной за- мене другими видами. Не приводя всех расчетов о выгодности железнодорожного полевого транс- порта, укажем лишь, что стоимость перевозок при его применении сокращается от 6 до 8 раз на единицу груза по сравнению с автомобильным транспортом, что при массовой перевозке грузов дает * огромную экономию, исчисляемую миллионами рублей. Размеры территории АИК'ов были намечены с одной стороны, исходя из ука- занного решения транспортной проблемы, и с другой—необходимости получить в хозяйстве такое количество основного сырья, которого было бы достаточно для ор- ганизации крупного промышленного предприятия. Эти размеры определены следую- щими величинами площадей: В тысячах га А И К ' и Вся площадь АИК'а В том числе удобн. безлесной площади В числе удобной под пашней Маслянинский Еланский Шипуновский Прокопьевский Онгудайский 322,4 180,0 235,0 61,2 394,4 252.5 136.6 212,0 51,8 195,2 180,0 89.1 154,3 44.2 10,5 В с е г о . . . . 1193,0 948,1 478,1 Территория каждого АИК'а представляет собою единый земельный массив, распадающийся на ряд отдельных участков. На одном из них, занимающем, по воз- можности, центральное положение по отношению к другим, организуется государ- ственное хозяйство—совхоз, а на остальных участках организуются чаАъю кол- лективные хозяйства в форме сельскохозяйственных артелей, а частью ячейки совхоза. Следует отметить, что хотя территории и разделены на отдельные участки с отдельными, юридически оформленными хозяйствующими суб'ектами, но произ- водство последних подчинено единому для всего хозяйства комбината плану, со- ставляемому в разрезе как производства, так и обмена, и осуществляемому из еди- ного же руководящего центра—совхоза. »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2