Сибирские огни, 1930, № 5
щаться в бетон. И все же стоимость провоза 16 кг останется 10 руб., а груз будет на-, ходиться в пути полгода. Отрицать полностью водный путь на прииска, конечно, нельзя. Значительная часть тяжеловеса—дражные части, машины и т. д., несомненно, должны идти через Лену и Алдан. Но для этого совершенно излишне затрачивать миллионы рублей на очистку фарватера Алдана, чтобы сделать его судоходным все лето. Один рейс во вре- мя большой весенней воды пароходы делают свободно и без аварий. Тяжеловес может быть заброшен одним рейсом, остальные же грузы должны идти по Амуро-Якутской магистрали, которая в этом году дает до Незаметного сквозной автомобильный проезд. Этот путь интересен и по минимальной затрате времени на переброску грузов и по минимальным затратам на фрахт. Средства, которые предполагается затратить на очистку Алдана и на постройку специальных, мелкосидящих сильных пароходов, возможно обратить в мощный авто- транспорт в 100-150 машин. Это количество машин в течение года свободно перебро- сит 1500 тонн, количество разного груза, ежегодно необходимого приискам. На одних лишь перевозках государство имело бы экономии 450000 руб. в год. В течение четырех-пяти лет автотранспорт окупил бы подвижной состав, постройку гаражей и поддержание дороги. Эксплуатация Амуро-Якутской магистрали передана управлению Уссурийской жел. дороги. Оконченный участок магистрали Невер—Чульман уже эксплоатируется. По нему совершают регулярные рейсы 75 прекрасных 5-тонных грузовых автомобилей германской фирмы «Бюссинг». Сотни тонн груза магистрали и Южно-Якутского при- искового управления переброшены и перебрасываются на этих автомобилях. Обрат- ным рейсом автомобили везут пассажиров. Каждый автомобиль за один рейс Невер— Чульман—Невер даст валовой доход в 1400 руб. В месяц машина делает 4 таких рейса. Нормальному движению по Амуро-Якутской магистрали может препятствовать только одно обстоятельство: невероятно большие снежные заносы на Яблоновом хребте и Холодникане. В ноябре 1929 г., когда я возвращался с Алдана, автомобильное сообщение между Лапри и Пульманом вследствие заносов было прервано на 10 дней. На Чульмане скопились возвращавшиеся с приисков рабочие, старатели, служащие. Их было около 500 чел. Все они ждали автомобилей. Два чульманских зимовья были набиты до пре-. дела. Спали даже на столах и на полу сплошь. Когда я открыл дверь, то войти в зи- мовье не мог: мне пришлось бы шагать по людям. Пешеходы с приисков прибывали. Автомобилей не было. В лавке кооператива с'ели все, что можно было с'есть. Люди голодали, но идти без продуктов было невоз- можно. Оставалось одно: ждать машины. И их ждали. Дорога через Холодникан и дальше—через Яблоновый была заметена снегом. Тракторные снегоочистители и мобилизованные отряды рабочих десять дней вели с заносами героическую борьбу. Наконец, дорога была очищена. На протяжении несколь- ких километров автомобиль шел в снежной траншее высотою не меньше 4 метров. Этот перерыв в движении по дороге получился потому, что к борьбе с заносами никто не приготовился. Заносы не будут серьезным препятствием, если с ними бороться организованно. Заносы изучаются уже пять лет. Известно направление господствующих ветров. Нужно еще летом поставить заградительные щиты, как это делается на желез- ных дорогах, и иметь на Нагорном колонну тракторных снегоочистителей. Тогда никакие заносы не прервут сообщение более, чем на два дня. А это совсем не страшно. Постоянный, короткий, дешевый путь, путь, по которому сообщение может произ- водиться круглый год,—Алдану совершенно необходим. Этим путем может явиться толь- ко Амуро-Якутская магистраль с мощным автотранспортом. Только при постоянной и скорой связи с железной дорогой Алданские прииска перестанут быть «нежилым местом», только при этом условии будут изжиты хрони- ческие продовольственные кризисы, ежегодно ставящие под угрозу выполнение зада- ний по добыче золота. Вбить несколько миллионов в очистку реки Алдана и в создание специального флота, конечно, не трудно. И возможно, это в конце-концов будет нужно сделать. Но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2