Сибирские огни, 1930, № 5

Заводская площадка делится на'&гри участка. Та, на которую в'ехали мы, назы- вается верхней колонией. Здесь идет постройка жилых домов и бараков. Проведены уже целые улочки с деревянными настилами тротуаров. Есть магазин ЦРК и столовая. Шумно! Стучат топоры, перекатываются бревна, снуют по лесам галдящие люди. А дальше, вниз, обширный плац собственно заводской территории. Там про- ложены рельсы под'ездных путей, закончено капитальное здание склада технических изделий и воздвигается в тепляке огромный дом заводоуправления. Трехэтажное здание будет закончено к маю. Одетое лесом, оно растит свое желе- зобетонное тело в трудных условиях зимней стройки. Мы ходим по сырым освещенным временной проводкой коридорам, смотрим, как заливают цементом потолочные перекрытия. Железные прутья уложены, как полосы кровати какого-то великана для колоссального матраца. И этот матрац из цемента срастается с железным своим скелетом несокрушимой крепью. С платформы непостроенного еще третьего этажа открывается вид на площадку, на широкое полотно шоссе, от верхней колонии, разостлавшееся на юг до станции Кузнецк на 5 километров. Тракторы катками утрамбовывают дорогу. Направо обширное поле с правильными грядами земляных стройматериалов. Среди него на мачте вьется красный флажок. Это место мартеновского цеха. В начале 1931-32 г. четыре мартена должны быть переданы в экснлоатацию. Рядом—обширные котлованы под доменный цех. Его первая печь пускается в ход в первом квартале 1931-32 г. Ряд вспомогательных устройств окружат ее огнедышащую гору. Тут будет •и литейный двор, и бункера, и нод'емные краны, и ряд других сооружений. В соседстве прошла железная дорога и собственные заводские паровозы тяжело громыхают по площадке. Груженый поезд—это веский аргумент! Он мирит сегодняш- нюю пустую яму обширного котлована с ее «завтрашним» днем дымящим трубами оконченного завода! Но раз установлены сроки для пуска домн и мартена, то этим предопределяется готовность к этому времени прокатного цеха с его сложнейшими нагревательными устройствами и прокатными станками. Трудно перечислить все части сложного заводского организма. Для программы 1929-30 г. нужно осуществить около 25 клм железнодорожного строительства, соединив нормальными колеями главные пункты завода. Заказано 8 па- ровозов и 150 вагонов. Нужно шоссировать гужевые дороги, поставить мелиорацию и водопровод, на- ладить благоустройства и хозяйственные сооружения. Весь темп строительства ведется с таким расчетом, чтобы к октябрю 1931 г. создать часть завода с производительностью в 250 тысяч тонн чугуна. Этот год будет историческим для Сибкрая. Сейчас завод проектируется на выпуск миллиона тонн чугуна в год. Но уже поднимается вопрос об увеличении этой производительности к концу пятилетки до 1.650 тысяч тонн! В следующую пятилетку здесь же должен строиться и второй завод на 2 мил- лиона тонн. Так растет металлургический гигант в Кузнецке. Запроектированные совершенные, американские оборудования позволят железные изделия выпускать дешевле, чем их смогут дать для Сибири Урал и юг. Создающийся крупный пролетарский центр придает Кузнецкому строительству большое политическое значение. Сиб. Огни. 7 л.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2