Сибирские огни, 1930, № 5
— Лучше иметь пять отдельных пластов, по 2 метра каждый, чем один сплош- и ной, на десяток метров! < Видимо, наша угледобывающая техника впервые встречается с такими мощны- ш ми образованиями и ощущает некоторый недостаток опыта. Он пополняется специаль- ными командировками наших работников за границу (кажется, в Силезии встречаются * угольные пласты, подобные Прокопьевским). Во всяком случае, в Донбассе ничего по- I добного не знают, и один забойщик, приехавший оттуда, горько жаловался мне: g — Пятнадцать лет, понимаешь, работал,.. И руку набил и понятие у меня гор- m ное есть, а приехал, братец ты мой, сюда и в роде, как слепой, хожу и указки спра- 5 шиваю! Работы идут по забоям. я Врубовая машина олицетворяет начало той «механизации», которой гордится руд- ник. По-английски машина зовется, как произносил об'яснявший мне техник, что-то з роде «шорт-володор». А наши рабочие переделали это название в...«чортов лодырь»! И под этим именем машина слывет во всем Кузбассе. Кажется, в прошлом году первого мая спустили в шахту мудреного этого «лоды- ря» и с тех пор день и ночь грызет он уголь. Хоть бы все лодыри превратились в таких! Аппарат запрятан в забое штрека у обрыва стены, блестящего углем. Хвост пу- стых вагонеток и звездочки ламп копошащихся там рабочих. А у самой угольной стен- ки длинный и черный аппарат. Он похож на железное насекомое или узкий, бескрылый остов аэроплана. От машины отходит хобот, обтянутый сталью бесконечно движущего- ся пояса, усаженного крючковатыми клыками. Притыкают хобот к угольной толще и ползут зубцы его, пропиливая угольный пласт. Сзади к машине пристроен конвейер в роде поднятого хвоста скорпиона. Вот кончили налаживать крепь у забоя. Один рабочий с лопатой отходит в сторон- ку, другой повертывает рычаг механизма. Запело электричество, вливающееся в желез- ное нутро машины, и рывком, с грохотом и звоном, ожил аппарат. Лязг, щелканье, стук—проснулся «лодырь», как подземное, разорившееся чудовище! Бегут ступеньки конвейера, зацепляют кучи угля и вытряхивают в подставлен- ную вагонетку. Ерзает цепь, врезается в пласт, мелькают железные шатуны—вбрасы- вают в конвейер отбитые глыбы, и ползет уголь прямо из материнской породы на от- катку. Приблизительно в одну минуту наполняется полуторатонный вагон. Так стальной и электрический «лодырь» заменяет труд трех рабочих: забойщика, отбивающего уголь, того, кто насыпает его в тачку и из тачки в вагонетку, и человека, откатывающего тач- ку до вагончика. При нормальной работе, при полном и умелом обслуживании машины она вгры- зается в течение месяца метров на триста в угольный пласт; тогда как артель ручным трудом, в лучшем случае, одолеет около сорока метров. Нехватка в квалифицированных рабочих не позволяет в должной мере использо- вать эффективность чудесной машины. — Эх, — говорит мне машинист, весь в угле, блестя зубами и белками глаз,— еще бы сюда людей, чтобы не путались мы с креплением, чтобы не простаивала зря машина... И видя мое восхищенное к ней внимание, дружелюбно говорит: — От худого к хорошему, братишка, идем! Двенадцать лет кайлою долбил, а те- перь, видишь, какого дьявола запрягли! Да, квалифицированной силы нехватает. И вопросы кадров здесь чувствуются осо- бенно остро. В Щегловске уже организовался индустриальный техникум, открытый с ноября истекшего года. В нем три отделения: горное, коксо-бензольное и механическое. Как раз по тем производствам, которые развиваются в Кузбассе. В техникуме учатся сейчас сто шестьдесят человек —кадры будущих здешних технических работников. Занимает это училище теперь двухэтажный, довольно вместительный дом, а ско- ро для него начнут возводить специальное здание. Одна ученица говорила мне: $ О
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2