Сибирские огни, 1930, № 4
< ¥s sa н . 1С теле и секретаре исполкома он говорит: ственными достоинствами. Крестьяне Ле- «Еськова и Грибунина голыми руками не сковского говорят чрезмерно часто пого- возьмешь—не такой народ. Вывернется, ворками и пословицами из сборников Да- Когда еще их доканают, а до той поры много они нашему брату жизни попортят. Доканают. конешно». Наивность и устарелость повести-рома- на Лесковского не искупается и художе- ля, Снегирева и Иллюстрова, а от себя автор повествует языком бледным и бес- цветным. Ал. Мих. «Художественный» проект Великий Северный путь. В. М. Во б- л ы й и А. А. Б о р и с о в . Изд. Северо- двинского Губплана. В.-Устюг. 1929 г., стр. 62. Бесплатно. О книжке этой надо писать. Надо пи- сать потому, что авторы ее и в печати и на различного рода собраниях и совеща- ниях в Москве энергично добиваются осуществления своих проектов, создав даже специальный «комитет содействия сооружению Великого Северного пути». Правы ли авторы в своих мотивиров- ках, настаивая на скорейшем осуществле- нии своего проекта постройки грандиоз- ной железнодорожной магистрали от Амура через северный конец Байкала на Енисейск, Сургут и далее на запад—Кот- лас-Сорока?. Не отвлекает ли этот проект от дей- ствительно возможных в ближайшее вре- мя к осуществлению выходов из Сибири за Урал? Бесспорно отвлекает и совершенно на- прасно переключает наше внимание на неосуществимые в ближайшие годы про- екты. Ведь никак нельзя согласиться с авто- рами. что: « е д и н с т в е н н о е п р а в и л ь н о е р е ш е н и е этого (о выходе из Сибири. А. А.) весьма серьезного вопроса т о л ь- к о о д н о : соединить кратчайшей же- лезной дорогой реку Обь с нашими вели- чайшими реками, а именно: с Волгой че- рез Каму, с Северной Двиной через Ла- чегду и с Печерой» (стр. 37). С поразительной легкостью авторы разрешают проблему выхода сибирского угля и хлеба. «Все грузы будут направляться вниз по течению от Байкала и даже от границ Китая и Монголии: по Ангаре, Сби, Ир- тышу. На Оби, в месте примыкания же- лезной дороги к этой реке, будет сосре- доточиваться огромная масса всевозмож- ного груза. Здесь создается как бы ги- гантский аккумулятор, который и будет притягивать все необходимое для деше- вой переброски на запад»... «Так же бу- дет обстоять дело и с углем огромного Кузнецкого бассейна». «Уголь надо до- ставлять на Урал буксиром, вниз по те- чению рек, в огромных баржах к месту примыкания жел. дороги к Оби»... «Спу- скайте на баржах все лето уголь. Навали- вайте его целые горы там, где примкнет жел. дорога к Оби. Не все ли равно, где этому углю лежать—или в Кузнецке, или на берегу Оби. Я видел в Бельгии так же наваливали целые огромнейшие горы уг- ля и руды, совсем не считаясь с тем, надо или не надо в данный момент для заво- да». То же и с хлебом (стр. 37, 58, 39, автор этих строк известный художник севера, но неудачный экономист—А. Бо- рисов). Аргументировать так необходимость постройки жел. дороги от Оби до Белого моря это значит заранее обрекать на не- успех самую возможность постройки до- роги. Эта наивная аргументация без уче- та навигационного периода, состояния наших рек, планового советского хозяй- ства («наваливайте целые горы!»), обя- зательное навязывание выходов из Сиби- ри почему-то непременно к Белому мо- рю и Мурманску (что далеко не вызы- вается необходимостью и экономической целесообразностью) подстать только ху- дожнику. К а р с к а я э к с п е д и ц и я . — Для опорочения ее авторы мобилизуют все свое остроумие. Это и «рискованное па- ломничество» и «цирковой номер» и т. д. «Тратить деньги на специальное обору- дование для «отыскания» или «развития» морского пути через Карское море к устьям сибирских рек по экспорту и им- порту товаров—дело гибельное» (стр. 33). «Экономическое благосостояние Сибири и развитие ее экономических сил никог- да не может и не должно базироваться на этом морском пути. Это надо запом- нить раз и навсегда», категорически от- метая карские экспедиции, заявляют ав- торы, упуская из виду только одно: ни- кто и никогда не утверждал, что «эконо- мическое благосостояние Сибири» бази- руется на Северном морском пути. «Правильный и верный путь для разви- тия и благосостояния Сибири и вообще нашего Союза, путь не гадательный, на- дежный. это—путь только железных до- рог, и если водных, то отнюдь не в Кар- ском море, а гораздо южнее, это—путь каналов». Проектируя жел. дорогу от Владивостока до Мурманска, целиком проходящую по необжитым районам крайнего севера, авторы хорошо пред- ставляют, что будут возить на запад, —это лес. Что они будут возить на во- сток—об этом они умалчивают, но что «волны людей польются по Великому Се- верному пути» (стр. 19)—это для авторов бесспорно. И далее начинаются самые доподлинные художественные взлеты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2