Сибирские огни, 1930, № 4
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ За серьезную учебу «Литературная учеба». Журнал под редакцией Максима Горького . Госиздат. 1930 г. № 1. Стр. 120, цена 60 коп. Мы переживаем исключительно инте- ресное время. Перестройка нашей отста- лой в техническом и культурном отноше- ниях страны происходит в условиях не- обычайно высокого революционного под'- ема. Широкие массы рабочих и крестьян, которым Октябрь открыл двери ко всем источникам техники, науки, искусства, об- щественной и политической жизни, захва- чены могучим потоком стройки, жаждой знания и творчества. Об этом говорит рост количества руко- писей, присылаемых в редакцию наших журналов и издательств, об этом говорит все увеличивающееся количество коррес- пондентов и писателей из рабочей и кре- стьянской среды. Но молодежь, впервые выступающая на литературном фронте, по справедливому замечанию Максима Горького, «пишет в Огромном большин- стве технически безграмотно и неудачно даже тогда, когда в стихах и рассказах молодого писателя чувствуется и знание действительности и своеобразное отноше- ние к людям, к явлениям жизни». Журнал «Литературная учеба» и ста- вит своей задачей — «учить начинающих писателей литературной грамоте, ремеслу писателя, технике дела, работе словом и работе над словом». Насколько важное значение придается «Литературной учебе», видно из того, что Госиздат привлек к редактированию жур- нала такого писателя, как Максим Горь- кий, чуткого человека, писателя с миро- вым именем, великого художника слова. В составе редколлегии известные писатели и критики: Ю. Либединский, Н. Тихонов, М. Чумандрин. В. Саянов и А. Камегулов (заместитель отв. редактора). Содержание первого номера очень бо- гато и интересно. Первой идет статья Максима Горького—«Цели нашего журна- ла». Далее статьи: А. Камегулов—«О зав- трашнем дне», Ю. Либединский—«Вопро- сы тематики в пролетарской литературе», Л. Якубинский—«О работе начинающего писателя над языком своих произведе- ний», М. Горький—«Письма из редакции», Анатолий Горелов—«У порога литерату- ры», Н. Тихонов—«На опасных путях», Б. Лавренев—«Как я работаю», Мих. Чу- мандрин—«Заводская газета и рабочий писатель», М. Майзель—«О рабочих кри- тических кружках (из опыта руковод- ства)»^—Задачи консультационного отде- ла.—Читатели, готовьтесь к следующему номеру. Этот перечень указывает на то, что ре- дакция взяла иной курс, чем составители всякого рода руководств, «как научиться писать рассказы и стихи». Редакция ото- шла от голого схематизма (от схематиз- ма, ей-ей, пахнет мертвечиной, и рабское подражание «теории словесности» незаб- венного Смирновского сквозит во многих таких руководствах). Содержание номера можно вкратце формулировать так: Писательское дело очень нелегкое. Чтобы стать писателем (конечно, хоро- шим писателем, а не халтурщиком), нуж- но много работать над собой, над своими произведениями, нужно много учиться. Писатель не может быть писателем «во- обще», вне связи со своим классом. . «Литератор—глаза, уши и голос класса» (М. Горький). «Пролетариат имеет право требовать от пролетарского художника поэтического воспроизведения и нашей сегодняшней борьбы и завтрашней побе- ды» (А. Камегулов). «Мы переживаем та- кое время, когда необходимости превра- щаются в свободы. Труд-проклятье пре- вращается в труд-радость. Это делает коммунистическая воля, и только учиты- вая все это, только чувствуя человека во всей живой диалектике человеческого ха- рактера. можно показать по-настоящему рабочего, крестьянина и интеллигента. Усвоение именно этой проблемы является основной, кардинальной, и неумение изо- бразить такого человека влечет за собой или идеологические схемы, или изображе- ние перестраивающегося человека по ста- рому трафарету. Причина этого лежит в недостаточном усвоении диалектико-ма-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2