Сибирские огни, 1930, № 4

Таким последовательным развертыванием образа достигается эмоциональный эффект сражения пожарников «со стихией»—«гнем, за мир на строительном фронте. 1 Ритм стихотворения должен отвечать содержанию, и в зависимости от него Э может быть или плавным, льющимся или грохочущим, рубленным. 2 Точно так же и звуковая организация стихотворения должна отвечать фабу- х ле. Например, не будешь же спокойно и плавно рассказывать о том, к#к пожарники s выезжают на пожар. «Авто из гаража. ' * 1 Крут поворот. У Улицу раздвинул постовой. < Сразу g «полным» берут от ворот. з> Гром разбуженной мостовой». ш о. Ритм организованно гремит и торопится. Гремят и звенят заложенные в него g звуки. Вот как я работаю над стихотворением. Обработке стихов нужно учиться у классиков, но при этом твердо помнить, как и для кого они работали, чтобы не пойти по ложному пути и не написать поэму о новом герое нашего строительства в стиле «Евгения Онегина». У классиков нужно учиться тем приемам, которыми они умели убеждать и увлекать читателя. Но никак не следует, не проанализировав предварительно сущности того или иного метода или приема, переносить их непроработаиными в свои произведения*). Е БЕРЕЗНИЦКИЙ Переписка с начинающими «Для печатания своих стихов обращаюсь в столь популярный художествен- ный, сибирского и выше масштаба, журнал «Сибирские Огри». С т о и т л и е щ е з а - н и м а т ь с я э т о й о т р а с л ь ю х у д о ж е с т в е н н о й л и т е р а т у р ы ? С почтением, начинающий поэт Е в с т и х и й Д о р о ф е е в » . Вот одно из многочисленных писем, получаемых ежедневно редакцией «Сиб. огней». Вверенный «сам себе», зачастую лишенный возможности иметь под руками необходимую литературу, творческий молодняк ищет помощи, указаний — как и стоит ли вообще работать ему над словом. Разумеется, редакция не имеет возможности дать всем исчерпывающие отве- ты на все «волнующие» вопросы. Для этого потребовался бы целый штат специаль- ных работников. Положение ухудшается еще тем, что до сих пор не было специаль- ного издания, поставившего главной своей задачей помощь начинающему писателю. Будем надеяться, что издающийся теперь журнал, под редакцией Максима Горького—«Л и т е р а т у р н а я у ч е б а » , явится источником, из которого твор- ческий молодняк будет черпать необходимые ему знания. В наши дни пишет студент и рабочий, лесоруб и техник, и каждому, выра- жаясь словами одного из них, « х о ч е т с я п и с а т ь т а к , ч т о б ы с т и л о - т в о р е н и е б ы л о н а п е ч а т а н о » . Убедительное, здоровое желание, но... авторам зачастую нехватает прежде всего технической грамотности и—главное—общественно-политического развития. Отсюда неактуальность тематики, иногда при достаточной технике, неумение разобраться во всей сложности противоречий действительности. Большинство, пытаясь овладеть современной тематикой, начинает малевать красной краской все и вся, механически втискивая в свои стихотворения слова: пятилетка, социализм, энтузиазм, борьба, кровь и т. д. Один из начинающих изображает рабочего, борющегося с буржуазией; «Он напирал на наглого буржуя, Махая в воздухе мозолистой рукой». Подобное творчество только опошляет хорошие идеи, а не помогает проле- тариату. Вот еще более убедительный пример: «Тихо и плавно качаясь. Я Ленина книжку читал». Некоторые из этих «поэтов» с болезненной ревностью защищают плоды своего труда от необходимой, здоровой критики. *) ОТ РЕДАКЦИИ.—Дявая место заметке Евг. Березницкого, редакция считает необходимым отметить ее некоторую односторонность. Автор говорит о формчльном мастерстве, не делая упора на то, что и словес- ный материал, и композиция, и системы образов определяются идеей произведения и мировоззрением писателя. Редакция надеется, что заметку Е. Бг резницкого дополнят другие сибирские писатели.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2