Сибирские огни, 1930, № 4
Дальше читаем: « В о с т р ы й , к а к о г о н ь , но ж». Это перехвачено мною из разговора, слышанного на улице. Разговаривали крестьяне: • — Нож наточил? — Наточил. Как огонь вострый. Острый, как огонь! Это действительно сказано остро. Дальше идет строфа, сильная своей аллитерацией, т.-е. удачным повторением одинаковых звуков. «Зацелован ветром птицелов, Зацвело в груди у птицелова Ручейками птичьих голосов Выщебетанное слово». Рядом с этой строфой записаны созвучия: «Перепел песни перепел! «Пустельга по пустому не плачет». «Снегири на снегу». Самые разнообразные наброски хранит блок-нот. О самых разнообразных за- мыслах напоминает он. Бывает, что я по месяцу и больше не пишу ни одного сти- хотворения, но в блок-ноте накапливается материал. Не правы те, которые презрительно клеймят кустарничеством сложную работу над стихом. Если мы посмотрим черновики Пушкина, Некрасова, Лермонтова, у ко- торых следует учиться обрабатывать произведения, то увидим, как безжалостно они черкали написанные строки, как вместо одних слов прикидывали и примеряли десят- ки равнозначащих, пока не отсеивались все маловажные и незначительные слова. Яркий пример такой упорной работы над стихом дает В. Маяковский в книге «Как делать стихи». Блок-нот поэта является первым рабочим шагом к созданию стихотворения. Но вот наблюдатель становится композитором. Нужно сделать стихотворение таким, чтобы оно заставляло читателя переживать настроения, которые вкладывает в него автор. Недостаточно, оказывается, срифмовать концы строк, недостаточно вложить в стихотворение хорошее содержание. Нужно суметь развернуть метафору, заменить одни понятия другими по признаку их схожести друг с другом. Зашумев з е л е н ы м м е х о м , 4 С треском падает сосна. (В. Непомнящих «На лесорубе», «Сиб. Огни»). Применяя метафору, нужно не забывать о чем пишешь. Метафоры не должны выпирать из общего стиля произведения. Должен быть соблюден единый комплекс образов (иначе—метафор). В приведенных мною строках автор говорит о рубке ле- са, и" его образ не выходит из ряда близко стоящих к лесу понятий. Впечатление было бы менее сильным, если бы написать так: «Зашумев з е л е н ы м п л ю ш е м , С треском падает сосна». Этот образ, взятый из совершенно иной области, лишь тормозил бы восприя- тие стиха. Употребив образ, не нужно забывать его, а развивать на всем протяжении стихотворения. В начале стихотворения «Будничная баллада» я говорю: «И лишь только косматую лапу Занесет над кварталом пожар». По мере развертывания сюжета я не забываю, что придал пожару образ жи- вого существа, имеющего лапы. Нужно, чтоб это сопоставление проявило себя в даль- нейшем, чтобы пожар—огненное чудовище—показал себя таковым. Пожарники бьются с огнем. «Дом в жару. Обливается кровью. Ему, как череп, вскрывают кровлю И, у с м и п я я г о р я ч у ю с т р а с т ь , П о ж а р о т в о р а ч и в а е т п а с т'ь». «Пожару некуда отступать. Встает н а д а б ы он опять и опять, Но вот он в з м е т н у л с я последний раз, Кончен бой. Пожар погас».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2