Сибирские огни, 1930, № 4

ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОК-НОТ Рабоечи замеитк поаэт В мою задачу не входит давать рецепты писания стихов или предлагать, как штамп, какой бы то ни было рабочий прием. В этих набросках я хочу поделиться с начинающими поэтами моим маленьким опытом из области методологии творческой работы писателя, помочь начинающим организовать и систематизировать эту работу. Я говорю с и с т е м а т и з и р о в а т ь , так как ни для кого не ново, что теперь мы не смотрим на писателя, как на сверхчеловека, за спиной которого стоят вдохновение, муза и другие атрибуты нематериалистических домыслов. Инструмент писателя, его средства производства—слово, поэтому качество продукции в большой степени зависит от того, насколько писатель умеет обращаться со словом. Чтобы создавать смысловые, цветовые и звуковые сочетания слов, чтобы уме- лой расстановкой их добиться определенной эмоциональной окраски, определенного нужного настроения,—писателю приходится много и упорно работать. Методы работы могут быть самые разнообразные. Недавно один начинающий товарищ рассказывал мне, как он работает. Он са- дится писать часов в 10 вечера и к четырем утра—готов рассказ. Другой товарищ поставил себе задачей каждый день писать по стихотворе- нию. Никакой подготовительной работы к написанию вещи, никаких заметок, зари- совок, набросков они не делают. Так работать нельзя. Как бы ни был способен и талантлив писатель, чтобы написать ценную, глубо- кую вещь, ему нужно сжиться с темой, подобрать материал, набросать характерные черты героев, записать удачные мысли и словообразования, подметить массу мелких и на первый взгляд незначительных деталей, которые впоследствии насытят произве- дение бытовой правдоподобностью. В этой подготовительной работе первым помощником'писателя является его рабочий блок-нот. Это самая надежная сберегательная касса творческих ценностей. Сейчас я ,перелистаю перед читателем несколько рядовых листков моего блок- нота. Постороннему человеку, без авторских коментариев, в этих записях не разо- браться, но автору наброски говорят о многом. Они связаны с задуманными мною стихами, рассказами и проч. Вы читаете такую строку: «Река—чешуйчатым серебром». Сравнение мне понравилось и впоследствии помогло сделать крепкие строки: «Плещет река,— — что большая рыбина, Чешуйчатым серебром». (Стих. «Встреча», «С. О.»). Дальше читаем такие строки: «Там наливает в черепа Величественный виночерпий». Когда мне понадобилось ударить по «космическому ералашу», по мистическо- му романтизму, я употребил эти строки, как оружие, отнятое у врага. Эти строки обладают эмоциональной насыщенностью, они до некоторой степе- ни воспроизводят мистическое настроение. Из них получилась строфа: «Красивый чорт там правит бал, Плащем раскинув мрак вечерний, Там наливает в черепа Величественный виночерпий!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2