Сибирские огни, 1930, № 4

венно-политический и творческий путь от начала до последних дней прошел а союзником рабочего класса и «чернорабочим» пролетарской революции, ш Мы призываем писательские организации, нашу рабочую общественность § изучать богатое литературное наследство, революционного поэта Маяковского, к преодолевая разорванность сознания, колебания и личную неустойчивость писате- g ля-индивидуалиста. Лучшим ответом на смерть Маяковского будет всемерное приближение пи- s сателя к производству, рабочему классу и социалистическому строительству в | СССР. ч Писатели! На предприятия! В колхозы, совхозы! < g Сибирская А:социация Пролетарских писателей Сиботдел Всесоюзного Союза Советских писателей Сибирский отдел Всесоюзного Об' единения Крестьянских писателей Ненавижу всяческую мертвечину, О б о ж а ю всяческую жизнь. Всем своим творчеством, всей своей литературно-общественной деятельно- стью на протяжении 20 лет подтверждал и утверждал повседневно и ежеминутно Владимир Маяковский эти свои строки. И вдруг... 14 апреля, в Москве—выстрел в сердце. Бессмысленный, ненужный конец! В ч оставленной записке скупые раз'яснения—«Любовная лодка разбилась о быт»...—и неубедительные полуоправдания: «Это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет»... «Товарищи вапповцы, не считайте меня малодушным»... Нет, мы не можем расценить этот его поступок иначе. И разве не сам Вла- димир Маяковский, осудивший, как никто, сурово и веско пять лет назад само- убийство Есенина, сказал: В этой жизни помирать не трудно, Сделать жизнь значительно трудней!? Значит—самый бодрый, самый действенный революционный поэт, неугомон- ный, неистовый в стремлении «сделать жизнь», непрестанно и беспощадно атако- вавший в своем творчестве все мелкие, все узко-личные, мещанские чувства,—зна- чит, он, Маяковский, не поборол, не вытравил их в себе до конца. Мы осуждаем его выстрел: несмотря ни на что «надо бы доругаться»—«сделать жизнь». Владимир Маяковский начал свой литературный путь еще в довоенные го- ды, как футурист, «Пощечиной общественному вкусу». В поэзии он выступил, как новатор - стиха, ломающий старые формы, закостеневший синтаксис, сшибающий устоявшиеся образы, эстетство. В жизни это был протест индивидуалиста, анархи- ческий бунт против буржуазных традиций, канонов, против мещанского уклада, бытовой застойности, плесени. В. Маяковский отрицал все это начисто: ...Судьи мешают и птице и танцу, и мне, и вам. и Перу... В годы империалистической войны, а дни разнузданного шовинизма и национализма, он сумел в числе очень многих возвысить свой мощный голос до неслыханного протеста против войны, до пророчества грядущей революции. Где глаз людей обрывается куцый в терновом венке революции, главой голодный орд грядет шестнадцатый год. Он ошибся только на один год. В этот—дооктябрьский период—Владимир Маяковский был выразителем пси- хологии интеллигентов-одиночек, бунтарей-индивидуалистов, пришедших в столк- а л о новение с господствующим классом. Октябрьская революция разрешила это столк- I w D новение, сняла это противоречие не в пользу последнего, и потому вовсе не слу-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2