Сибирские огни, 1930, № 4
джентльмену, который в благодарность устраивает его к себе на службу. Этот бало- ш вень случая становится социалистом, сначала, правда, несколько «желтым», благода- а. ря влиянию «благородного» пастора, но затем «выпрямляет свою линию» и обнару- ь живает преданность идее социальной революции. Не сознание пролетария, борюще- J гося с капитализмом за интересы рабочего класса, приводит героя к социализму, не ш классовая обусловленность, а ряд довольно мелких случайностей. s Герой другого романа—Джимми Хиггинс—неудачник и опять-таки в силу ря- да случайных сцеплений его жизненных обстоятельств. Но, оказывается, что и через :s «невезение» путь американского пролетария лежит к социализму. Тут Синклер что-то ° не додумал, тем более, что герой еще одного его романа «100 проц.» Питер Гудж ^ тоже социалист, но в силу тех же случайностей свихающийся с честного пути и с становящийся предателем. В представлении Синклера все случайности—удачные и < неудачные, ведут героев к определенному образу мыслей. Однако, не эта странность мировоззрения писателя делает его труд социально значимым в наших глазах, а та ® сумма наблюдений над бытом и характером классовых отношений, о которых он по- и вествует. В основе биографических романов Синклера лежат об'ективные факты и того общественно-политического строя Америки, в условиях которого он сам вы- ч рос и о котором рассказывает, если не с точки зрения стопроцентной классовой * идеологии, то с бесспорным сочувствием интересам угнетаемых капитализмом рабо- ^ чих. И в этом заключается определенная ценность его трудов. Мы знакомимся с ти- s пами бедноты и сами уж за автора составляем себе мнение о том, почему один о относительно преуспевает, а другой пьет только полынь из чаши жизни... Пусть в Америке—стране «случайных» карьер, возвышений и падений—тип последовательного, классово закаленного пролетария дробится и обнаруживает все- | возможные уклоны от путей борца-социалиста, пусть герои литературных произве- . дений, поднимаясь из недр неимущих слоев, обнаруживают тенденцию к личному 5 устроению, близкому к буржуазному благополучию,—процесс классовой борьбы неу- g молимо ведет к обострению социальных противоречий. И это видят и творчески отра- х жают наиболее зрячие из американских писателей от Франка Норриса, Д. Г. Фил- ^ липса и до Т. Дрейзера, Шервуда Андерсона («MavcnindMen») и Д. Дос-Пассоса («Манхэттен»), возглавляющего группу молодых. Однако, индивидуалистический уклон, отмеченный нами у Синклера, свойствен всем американским авторам. Наиболее неоднородную группу по содержанию составляют романы, в кото- рых авторы делают попытки обрисовать жизнь рабочих коллективов, уловить тот ритм, которым сопровождается выступление масс, и изобразить классовые устрем- ленности пролетариата в его едином волевом напряжении. Эта задача была почти совсем не по-плечу большинству бравшихся за нее писателей в силу все той же их мелкобуржуазной психологии интеллигентов. Однако, не говоря об оригинальном замысле Шервуда Андерсона уже в наши дни, среди всех попыток этого рода и на- чале века произведения двух авторов во всяком случае отмечены значительной про- летарской проницательностью и искренним интересом к коллективному проявлению жизни класса. Это, во-первых, роман В. Либкнехта «Рыцари труда» и, во-вторых, «производственные романы» Пьера Ампа. Несмотря на всю условность художественной формы, более близкой к публи- цистике, чем к каноническому европейскому роману конца прошлого века, когда оно и было написано, произведение Либкнехта кажется авторитетным документом, пропитанным темпераментом бойца. Автору удалось изобразить то общее, что об'<:- диняет Отдельных рабочих в классе и делает его революционным. Роман не произ- вел большого впечатления на современников Либкнехта, но в истории развития про- летарской литературы, несомненно, сыграл роль одной из узловых станций, от кото- рой отправлялось творчество многих его преемников. Оригинальны произведения Ампа. Они выросли из традиции «натурализма» Золя путем полного устранения всех эмоционально-психологических элементов. В романах Ампа нет героев, а есть один герой—труд, вернее, тот или иной производ- ственный процесс, который требует участия и совместных сил коллектива людей. Но и индивидуальные фигуры этих людей выступают у Ампа лишь постольку, по- скольку автору нужно выяснить все стадии производства в той или иной отрасли, которой он посвящает свою тему. А задачей сворй Амп поставил отражение всех отраслей труда и производства Франции. Поэтому огромная серия романов Ампа мо- жет и не иметь завершения, по мере появления все новых видов обрабатывающей и добывающей промышленности. Уже написаны романы о труде железнодорожни- ков («Рельсы»), виноделов («Шампанское»), текстильщиков («Лен»), садоводов и рабочих парфюмерных фабрик («Песнь песней»), лилльских ткачей («Анкета») и т. д. Герой романов — хозяйственный процесс производства—потребовал и особого сти- ля. Амп не «растекается словом», он сух и деловит. Его произведения построены на анкетах, статистических данных, протоколах и пестрят технической терминологией. Но за всем этим стоят живые люди, то появляющиеся, то исчезающие со страниц. Ни за чьей личной судьбой писатель не следит, никаких интриг не вводит, заинтере- сованный в изображении суммы сил в определенном процессе труда. Он не дифе- л л ренцирует по признакам психологии тех или иных участников трудового процесса,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2