Сибирские огни, 1930, № 4

ш U ft романе «Хлеб насущный». Романов такого «переходного» типа можно назвать де- о. сятки, но вряд ли они заслуживают для наших целей внимания, ь Настоящую биографию пролетария, оформленную и продуманную художе- 2 ственно, можно найти в немногих книгах, относящихся к началу XX века. Для ха- £ рактеристики этого типа романов, вручающих активную роль жизненного поведения s в руки самого рабочего, мы приведем произведения трех авторов: датчанина Мар- 1=1 тина Андерсена Нэксе, американца Элтона Синклера и итальянца Джиованни Чена. » Все трое по происхождению пролетарии, но идеологически ближе к эклектической ° интеллигенции. ч Мартин Андерсен Нэксе, несмотря на свое пролетарское происхождение и на с молодость, проведенную в острой борьбе за существование, не удовлетворяет тем < требованиям, которые мы сейчас пред'являем к пролетарскому писателю., В свое же время он был, несомненно, на самых передовых позициях. Из множества его произ- к ведений, об'единенных общностью тематики, мы выберем только два самых изве- стных его романа:—«Пелле-завоеватель» и «Дитя человеческое», как наиболее ха- о рактерные для иллюстрации жизнеописательного романа из жизни пролетария, ё «Пелле-завоеватель» написан в 1906-10 г. г. и состоит из четырех частей, не- ^ равномерно нагруженных содержанием. Первые части, рисующие юность героя в в провинции, сильно напоминающей родину самого автора—Борнхольм,—полны непод- s ражаемых описаний природы и сельскохозяйственных форм жизни Дании в период о наступления капитала на деревню. Условия жизни героя в обстановке мелкопоме- < стных и фермерских хозяйств, его неудачи и порывания к лучшему, пробуждение и нарастание в нем революционных настроений—все описано с огромным знанием бы- товых форм и укладов своей родины. Принужденный уйти в город, Пелле примыкает к социалистическому движению, подвергается аресту и после тюремного заключе- с* ния, во время которого он очень много думал, взвешивал и переоценивал, он посвя- ^ щает свои силы организации огородного кооператива, вырастающего в целую коло- х нию, где он и находит мир, душевное равновесие и полезный людям труд. Из актив- ц- ного революционера Пелле превращается в мечтателя-постепеновца, заслужившего едкую характеристику, данную ему одним из героев другого уже романа—«Дитя человеческое»: «Ол (Пелле) сажает капусту и твердо верит, что мир спасется по- требительскими обществами и огородными колониями»... Такое разрешение судьбы рабочего-революционера крайне характерно для социальных воззрений самого автора, из сапожника и маляра ставшего одним из стопроцентных европейцев-интеллигентов. Но если такая пассивная концовка под це- лой жизнью борца-пролетария находит свое оправдание в условиях эпохи, в которую был написан роман, то никакой эпохой нельзя об'яснить столь же прохладно-прими- рительный исход жизни героини другого романа—«Дитя человеческое», написанного в самый разгар послевоенных событий, когда вся Европа сотрясалась от револю- ционных бурь (1917-19). А между тем и в этом романе черты покорности и полного непротивления «судьбе» характеризуют героиню, которая тоже поднимается из ни- зов', уходит в город, соприкасается с революционным движением и... успокаивается в материнстве, а умирая страшится больше всего за участь детей. Не борцов и революционеров показывает Андерсен-Нэксе в своих героях, а хороших и искренне увлекающихся людей, встречающихся среди «низших» классов Дании. Это, в сущности, оскорбительное отношение автора к своим пролетарским персонажам несколько искупается его искренней любовью к ним и об'ясняется пси- хологией интеллигента, по традиции «жалеющего» меньшого брата. Все же заслу- га Андерсена-Нэксе перед датской литературой уже в том, что он в художественной форме рассказал биографию рабочих и, хоть не сделал их вождями класса, не по- слал их умирать на баррикадах,—развернул широкие полотна жизни, быта и настрое- ний пролетариата Дании, в среде которого откристаллизовались различные типы, на- блюденные и описанные автором. В этом отношении он еделал больше, чем его не- посредственный предшественник Иоган Скьольдборг, и оказал значительное влияние на своего современника Эдварда Седерберга (1870-1906), одного из самых близких по типу к пролетарским писателям бытовика-наблюдателя рабочего класса Дании («Хлеб насущный» и др.). Значительно большей идеологической четкостью отмечено творчество Элтона Синклера, художественно зато гораздо менее одаренного. Из огромного количества его романов мы выберем два, в которых биография пролетария сделана темой по- вествования. В одном рассказана судьба пролетария—удачника, в другом—неудач- ника. В том и другом этими особенностями освещен жизненный путь героев, но они не проистекают из прирожденных свойств характера, как у Андерсена-Нэксе, а обусловливаются рядом обстоятельств, весьма реального сочетания случайностей, которым Синклер придает решающее значение. «Сэмьюэль-искатель»—герой-удачник. Несмотря на ряд весьма неприятных обстоятельств, сопровождающих его первые шаги, несмотря на угрозы судьбы, встающие на его пути, ему «везет» на встречи, на благоприятные сцепления фактов. Вот уж он готов покончить жизнь самоубийством, доведенный безработицей до от- чаяния, но тут-то ему подвертывается случай спасти жизнь молодому и богатбму

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2