Сибирские огни, 1930, № 3

RX e < CI—L о Невыполненны задаяни Александр Давурин. — «Передышка». Роман. ГИЗ. 1930 г. 144 стр. цена 75 коп. Тема романа сибирского писателя Ал. Давурина— т е р р и т о р и а л ь н о е строительство Красной армии, совершен- но не затронутая еще в нашей советской литературе. В романе ясно прощупываются два авторских задания. Первое — показать, как при содействии советских организа- ций и общественности формируются, пестуются и достигают боевого совер- шенства терчасти. Второе — проследить процесс политического перевоспитания и роста беспартийного боевого командира Красной армии из «голого» боевика в политически и общественно крепкого и зрелого командира-партийца. Эти намерения автора, к сожалению, остались в романе невыполненными. О том, как «мифический» -герполк превра- тился в четкую и прочно слаженную боевую единицу, автор подает по суще- ству только несколько реплик вскользь, мимоходом. Самый процесс превращения не показан, и когда командир дивизии говорит комполка Щукину — « в с е у т е б я з д е с ь о т л и ч н о, п о д- г о т о в к а п р о д е л а н а с е р ь - е з н о » (стр. 68), — читатель этому не верит. Участию советских организаций и об- щественности в строительстве герполка посвящена «оправдательная» («мы Крас- ной армии даем максимум», стр. 22) ти- рада предисполкома и несколько глухих замечаний автора или о том, что «из районов привозили мебель» и т. п. (стр. 35), или о том, что комполка был на «утомительном» заседании окрисполкома (стр. 36). Даже явка на однодневные сбо- ры показана только, как своевременный и численно аккуратный приход перемен- ников на сборный пункт (стр. 66). Это скольжение по поверхности «ве- щей» и явлений — органический порок всего романа. Оно неизбежно приводит к тому, что автор дает формальные ка- талоги событий и скучно повторяется. Вот, например, как описывается д в а ж- д ы р а б о ч и й д е н ь комполка Щу- кина. Н а с т р. 3 5 (в начале книги!): «с раннего утра н а б л ю д а л за заня- тиями с добровольцами, п р и н и м а л подарки у приезжавших из районов... Днем п р о в е р я л ремонтные работы, нетерпеливо п о с м а т р и в а я на часы, сидел в душной, накуренной ком- нате, где шла переподготовка комсоста- ва, н о с и л с я по полку» и т. д. Н а с т р . 1 1 0 (в конце книги!): «п р и- с у т с т в о в а л на занятиях, н а б- л ю д а л за чистотой винтовок, за под- готовкой младших командиров и груп- поводов политзанятий, за раздачей обе- да и ужина, с л у ш а л доклады, о б х о - д и л палатки» и т. д. Н а с т р. 1 0 9—комиссар, присут- ствуя на под'еме, говорит красноармей- цу: — «Зачем по четыре пары портя- нок наматываете?» Н а с т р . 1 1 5 — тот же почти вопрос повторяет комполка на тревоге: — «Зачем сапоги без портя- нок надеваете?». И командир и комис- сар, один во время тревоги, другой во время под'ема, и видят и говорят одно и то же! Специфичность «вещей» смаза- на, стерта. Не удался поэтому автору и показ по- литического перевоспитания и роста ком- полка Щукина. Этот процесс вскрывает- ся в романе по двум линиям. Одна — сознание Щукиным необходимости быть «со всеми, как строитель, как капля в це- лом, но капля мыслящая, творческая». Щукин берется за «Начальный курс по- литэкономии», «грызет» его и в послед- них ^лавах романа вступает в партию. Но все это показывается лишь при слу- чае, урывками. Подлинно «переделался» Щукин или нет — читателю решить трудно, тем более, что внешним тол- чком, приведшим комполка к мысли о вступлении в партию, послужил случай, когда комиссар с начклубом уединились «насчет партдел», и это испортило Щу- кину «настроение» (?!). Убедить читателя в достоверности перевоспитания Щукина автор пытается по второй линии, являющейся, кроме то/'о. сюжетной осью романа. Щукин не любит «бабья». «Гражданская война при- учила его к мысли, что семья обреме- няет бойца и делает его мягким и не- стойким». В первой части романа Щукин усиленно ненавидит это «бабье», разво- дится со своей женой, так как боится «всего отвлекающего от работы». Жена уезжает и, после рождения сына, уми- рает. Сына воспитывает некая Поля, приходившая убирать комнату Щукина до от'езда его в лагери. Щукина сна- чала об этом не знает. Происходит не- сколько случайных, мимолетных встреч Щукина с Полей и... он женится на ней. Круг завершен, смысл его ясен, но... читатель ни в чем не убедился и вряд, ли поручится за прочность перевоспита- ния Щукина. Между тем автор несомненно знает ту среду и обстановку, о которой пишет. Отдельные эпизоды и лица зарисованы четко и выразительно. Язык романа про- стой и ясный, — (хотя и попадаются небрежные фразы в роде: «в с у щ е с т - в о в а в ш е м п о р я д к е он нена- видел городовых» (стр. 40) или « е г о с о з н а н и е не допустило теперь у х о д а из полка» (стр. 140). Но в це- нтом на романе лежит печать спешки, слу- чайности материала, недоработанное™, и он оставляет впечатление фильма с беспорядочно вырезанными кадрами. Ин-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2