Сибирские огни, 1930, № 3
Летом 1927 года режиссер В. Инкижинов заснял фильм о революционном дви- х жении в Корее — « В о р» («Клеймо креста»). Фильм заснят на подлинном корейском s материале, в одной из корейских деревень, на советской территории Дальнего Во- - стока, и без актеров, т.-е. в фильме снимались местные жители (типаж), хорошо 0 подготовленные режиссером. Все это было бы очень хорошо, если в основе сюжета не лежала бы пошловатая мелодрама, отодвинувшая на дальний план классовую борьбу корейского крестьянства и партизанское движение против интервентского за- Можно, если не сопоставить целиком, то во всяком случае приставить друг к другу некоторыми контрастирующими эпизодами два фильма, построенных на бу- рято-монгольском материале. Это — «Потомок Чингисхана» (реж. Пудовкин) и «Раз- битые боги» (реж. Лемберг). Первый фильм известен не только в СССР, но и за границей. Второй фильм прошел почти неотмеченным нашей печатью. Режиссер-опера- тор А. Лембеог незатейливо показал, на примере двух монгольских семей, положение женщины, порабощенной бытовыми традициями и религиозными предрассудками. Вс. Пудовкин попал в переплет двоякой сюжетной выдумки. Писатель Новок- шенов провел через призму беллетристики факт 1 ) , не имевший никаких существен- ных последствий (ладанка с письменами рода Чингисхана) в деле освобождения Мон- голии от интервенции и белогвардейщины. Режиссер же в о з в е л (при помощи сценариста О. Брика) все это чуть ли не в причину восстания монголов против анг- личан-интервентов 1 ). Во всяком случае, если по-Пудовкину эпизод с ладанкой слу- жит не причиной восстания, то является главным поводом к нему. Зачем понадобилось Пудовкину извращать историю или, вернее, превращать борьбу за освобождение Монголии в «стечение счастливых обстоятельств» одного лица,—неизвестно! Никакая символика в отображении революционной борьбы не- годна, когда в фильме дается достаточно конкретное указание на место действия (на страну и национальность). " « Т у н г у с с X э н ы ч а р а» (режиссер М. В. Большинцов) принадле- жит к тем немногим советским фильмам, которые являются отображением жизни оп- ределенного нацменьшинства, без чрезмерной выдумки и обобщений. В самом деле, нет ничего и убедительней, как на примере одной тунгусской семьи попытаться определить «нормы» улучшения экономического состояния тун- гусов и их раскрепощения от «таежных законов». Ясно, что в таком фильме долж- ны быть показаны интегральные кооперативы, северные культбазы и экспедиции «Комитета Севера». Сосредоточивание основного замысла в этом фильме останови- лось на последнем, т.-е. на экспедиции. Голодающий тунгус, по «закону тайги», не смеет даже дотронуться до лаба- за (хранилища продуктов) охотника-скупщика мехов. Экспедиция, не имевшая воз- можности помочь тунгусу каким-либо другим путем, выдала тунгусу «бумагу с пе- чатью» на право реквизиции незначительной доли продуктов из лабаза спиртоноса. Это сделано в плане конфискации излишков продуктов у классового врага, эксплоа- тирующего бедняков-тунгусов. Когда на суглане (родовой совет) судят тунгуса, по- сягнувшего на таежный закон, — появление участника экспедиции для защиты тун- гуса отождествляет собой «закон Ленина», защиты эксплоатируемых. Постановочная сторона фильма прежде всего интересна отсутствием акте- ров-профессионалов и замена их настоящими тунгусами (Кевебель-Кима, Шикини- вуль-Кима, Майуль и др.). Особенно хорош своей непосредственностью и рельефной игрой Кевебуль-Кима—исполнитель главной роли. И, безусловно, неудачна концов- ка, сделанная в слишком американско-приключенческом духе (погоня), что во мно- гом портит весь спокойный и вдумчивый тон кино-повествования. Техника, с'емки (оператсГр А. Ожогин) и монтажа вполне удовлетворительна, в первом же есть не мало изобретательности и оригинальности в композиции кадра. На всех просмотрах в Москве (АРК, правления Совкино, ВОКС, комитет Се- вера) фильм получил одобрение и причислен к первому разряду. Фильм продан в Америку, Франциию и Германию. На последнем просмотре (в ВОКС'е) в присутствии иностранных журналистов фильм «Тунгус с Хэнычара» решено послать на выставку кинематографии в Германии (Дрезден-Лейпциг). В фильме много этнографических погрешностей, снижающих этот, пока-что лучший, сибирский фильм. х силия. Б. М. ' ) Впрочем, не особенно достоверный. -) Кстати Монголия была оккупирована не англичанами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2