Сибирские огни, 1930, № 3

Сибирсйки игройво фимль В 1925 году появился на экранах первый сибирский игровой фильм «К р а с- н ы й г а з». Содержание этого фильма—борьба ла/ртизан с белыми. В 1924-25 г. на Алтае режиссер-оператор А. Разумный заснял по известной легенде «Ойрот-Хан» игровой фильм « Д о л и н а с л е з». Тогда же был выпущен игровой фильм « И з б у ш к а н а Б а й к а л е » , о быте восточно - сибирских нацменьшинств (это—попутно) и главное—о борьбе со- ветских и партийных организаций Забайкалья с остатками белогвардейщины в годы поволжского голода. Отдаленность Сибири от центров Союза, маломощность сибирских кино-орга- низаций и, вместе с тем, безусловный интерес к сибирским темам, повидимому, яв- ляются главными причинами постановок игровых фильмов (центральными кино-ор- ганизациями) на сибирские темы, снимавшиеся в Западной части Союза, и нередко в 15-20 верстах от Москвы или Ленинграда. Такцх фильмов около 10. 1. «X а б у»—кино-иноценировка (реж. Висковский, вып. Лен. совкинофабри- ки) рассказа Вс. Иванова «Лисий князек». 2. «Л и х о е з о л о т о». В 1924 году в Якутию была послана экспедиция для зас'емок фильма о знаменитом ленском расстреле. Но эта экспедиция успела заснять несколько сот метров ленского пейзажа и распалась. Через год эти пейзажи были найдены в совкиновских фильмотеках, и режиссер Юренев вклеил их в фильм из жизни сибирских приискателей, который в основной своей части был заснят в подмосковной роще. Приискательство в фильме показано так «сильно», что глав- репертком не замедлил приставить: «Детям до 16 лет вход воспрещен». 3. <11 у р г а»—пьеса Д. Щеглова, неудачно переложенная на язык кинемато- графии. Двое американцев заблудились в тайге во время отступления белых. Они поселились в заброшенном зимовье. И американец-инженер в тайге оказался беспо- мощным и не смог прокоомить себя и невесту. Он погиб. А девушка сошлась с красным партизаном, но потом все-таки вернулась в Америку. Джеклондовщина и напряженная драматичность пьесы Щеглова в кинопереложении стали сереньким, приключенческим фильмом, но с вполне «американской» концовкой. Фильм снимался около г. Свияжска, а приволжские смешанные леса мало похожи на приленскую тайгу, где по теме пооисходит все действие. 4. Повторные кадры из «Пурги» вошли в фильм « Н о р д - о с т » , который яв- ляется продолжением первого фильма и кино-инсценировкой пьесы того же Щег- лова. 5. « З о л о т о й з а п а с»—кино-пьеса (реж. Гардин) о захвате группой большевиков золотого запаса колчаковского правительства. Этот фильм, впрочем, быстро сошел с экрана. 6. «К а т о р г а». В этом фильме Госвоенкино пыталось показать сопротивле- ние тюремному режиму со стороны группы политических заключенных (видимо, в Александровском централе) перед самой Февральской революцией. Политзаключен- ные, самоубийством одного из них, хотели обратить внимание на издевательство но- вого начальника тюрьмы. «Но в это время» (т.-е. когда один «политик» по жребию должен был отравиться) произошла Февральская революция, и самоубийцу спасли. В Москве, на просмотре «Каторги» группа быв. политкаторжан вполне серьезно, да и заслужено, предложила сжечь этот фильм. 7. «3 о л о т о й к л ю в » ставил режиссер Е. Червяков по одноименной по- вести А. Караваевой. Писательница в повести воскрешает ХУШ век Алтая, горнопро- мышленность (Колывано - Вознесенские заводы), быт приписных горнозаводских крестьян. Режиссер же отбросил всю историческую канву повести, допустил очень большую «свободу» толкования сюжета и условность в показе его. Вместо Алтая, фильм снимался на Кавказе. Фильм слабее в общем слабой по- вести А. Караваевой. 8. Года два назад В. Итин написал по двум своим произведениям («Каан- Кэрэдэ», «Высокий йуть») кино-либретто для Лен. фабрики Совкино. Осенью 1929 го- да на экране появился фильм «Каан-Кэрэдэ» или — в скобках— «Крылатый бог». В либретто Итина сталкивались две «культуры» — советские летчики, несущие сове- тизацию в алтайскую глушь, и иностранные летчики, совершающие кругосветный по- лет для рекламы авио-строительной фильмы. Но ничего похожего не было в поста- новке режиссера Файнберга: на Крымское побережье (это—Алтай! ), в горы на ги- дроплане прилетели летчики (агитполет). Из-пЬд тени кипарисов вышел шаман и предсказал гибель людям, осмелившимся летать. Тут прилетели иностранцы. Их пове- ли в клуб. На клубной сцене «алтайцы» танцовали лезгинку. Зрительный зал был за- полнен алтайцами с кавказскими кинжалами у пояса. И т. д. в таком же духе. 9. И, наконец, режиссер Разумный снял под Москвой фильм из быта сибир- ских старообрядцев по повести Вс. Иванова «Бегствующий остров».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2