Сибирские огни, 1930, № 2

кх © CL О Xч ю s 10 ы< X ьX CL р а з у м н о г о у с т р о й с т в а е е о б щ е с т в е н н о й ж и з н и » . Вместо идеального «мира», который вер- шит там дела по справедливости, у кото- рого народники готовы были учиться идеальному общественному устройству, У с п е н с к и й у в и д е л в д е р е в н е ц е л ы й к л у б о к с о ц и а л ь н ы х п р о- т и в о р е ч и й , а о сознательности де- ревни сделал такой вывод: «ограничен- ность круга этого мышления поразитель- на и обидна». Вместо восхваляемого на- родниками сциаольного «лада» в деревне Успенский резкими чертами отмечает раз- лад. « К у л а ч е с т в о , п и с а л о н е щ е в 1880 г., — я в л е н и е н е н а - н о с н о е , а в н у т р е н н е е ; э т о н е п я т н о , к о т о р о е м о ж н о с т е р е т ь , а я з в а , о р г а н и ч е - с к и й н е д у г » , иначе говоря, кула- чество, по оценке Успенского, есть глубо- кое социальное явление большой важно- сти: «ничего другого, хотя мало-мальски равнозначащего по разработке и технике, деревенская жизнь за последнее время не представляет». Как трезвый наблюдатель, Успенский нисколько не преуменьшает этого симптома внедрения капитализма в деревню. О н т а к ж е т р е з в о , н о с с и л ь н е й ш е й л и ч н о й б о л ь ю и з о б р а ж а е т и о т - н о ш е н и е з а ж и т о ч н ы х с л о е в д е р е в н и к е е б е д н о т е . Он рисует образ Федюшки — конокрада, си- роты, брошенного деревней на произвол судьбы», у которого «ничего нет». Покон- чив с беспокойным человеком» самосудом, крестьяне не испытыывают никаких уко- ров совести за убитого, а только рады, что у них «стало потише». По заключению Чешихина-Ветринского, «непосредственное наблюдение подлинной жизни приводит Успенского к утверждению, что над обни- щалой, обезделенной деревней носится только дух хищничества или стремления урвать кусок хотя бы изо рта соседа». Иными словами, п о ч т и 50 л е т н а - з а д У с п е н с к и й у м е л у ж е р а з г л я д е т ь в д е р е в н е о ж е - с т о ч е н н у ю к л а с с о в у ю б о р ь б у . Народники нападали на Ус- пенского за это правдивое изображение деревни, подтвержденное и подтверждае- мое дальнейшим ходом ее экономического развития. Один из них, Юзов, говорил, что в мрачном изображении деревни с Успенским «могут соперничать разве ста- новые пристава». На нападение народни- ков Успенский отвечал доводами, которые дают право называть его неосознанным марксистом, не очень далеким от полного осознания. Об усилиях народников и близ- ких к ним групп интеллигенции не видеть общих законов развития капиталистиче- ского общества, Успенский писал в 1878 г.: «Измученному обществу пришла мысль остановить маховое колесо евро- пейских порядков, увлекавшее нас на не- навистный путь всяческой неправды. И вот в спицы этого колеса стали засовывать разные препятствия, оказавшиеся, впро- чем, весьма ненадежным: колесо продол- жало размахивать, вышвыривая те, боль- шею частью, бумажные препятствия, ко- торыми хотели его остановить: славянская раса, славянская идея, православие, от- сутствие пролетариата и т. д. — все это, доказанное на огромном количестве ли- стов бумаги, было смолото и растреплено непереставшим махать колесом, которое как бы говорило при этом русскому че- ловеку: все это вздор: пролетариат у те- бя есть и будет в большом количестве... « П о д э т и м и с т р а н а м и , ж е - с т о к о и г о р ь к о в ы с м е и - в а ю щ и м и и л л ю з и и н а р о д - н и ч е с т в а « с л а в я н о ф и л ь - с т в а , н е о т к а з а л с я б ы п о д п и с а т ь с я н и о д и н и з п е р в ы х п о в р е м е н и р у с - с к и х м а р к с и с т о . в . Высмеивая одну статью народнической «Недели», где изображалось, «как любовно провожала целая деревня какого-то проезжающего», Успенский с иронией восклицает: «вот на таких-то тоненьких, как пленка кипячено- го молока, как папиросная бумага, фактах стали выстраиваться в литературе добро- душные милые взгляды на народ. С этим- то сердцем, как у такого народа, да это что же такое будет! на разные тоны воз- глашали народные любители», создавая «миловидное направление» в социологии. На народнические восклицания: «что же такое будет с этим народом!»—У с п е н- с к и й с у р о в о о т в е ч а л т р е з в ы м х у д о ж е с т в е н н ы м а н а л и з о м д е р е в е н с к и х о т - н о ш е н и й , в ы с о к у ю с о ц и о - л о г и ч е с к у ю ц е н н о с т ь к о - т о р о г о п р и з н а в а л и П л е х а - н о в и Л е н и н . Биограф Успенского отмечает, что «в годы распри марксизма и народничества в нее было вовлечено и имя Успенского, при чем не мало аргу- ментов черпалось из его писаний именно марксистами». В 1888 г. Успенский пытал- ся напечатать в провинциальной газете статью «Горький упрек», написанную по поводу известного письма К. Маркса к Михайловскому о путях экономического разития России, перепечатанного в наши дни в 1 томе сочинений В. И. Ленина. Об этом письме Успенский отзывался: «не- сколькими строками, написанными так, как написана каждая строка в его «Капи- тале», т.-е. с безукоризненною точностью и беспристрастием (примечательное ме- сто, удостверяющее, что Успенский ч и- т а л 1-й том «Капитала»), К. М а р к с о с в е т и л в е с ь х о д э к о н о м и - ч е с к о й ж и з н и , н а ч и н а я с 1861 г.» Цензура не пропустила этой статьи Успенского о Марксе. От своих замечательных размышлений о судьбах русской деревни, Успенский в тот же год, когда испытал сильнейшее впечатление от письма Маркса, пытался

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2