Сибирские огни, 1930, № 2

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Без руководства Нина Смирнова — «Марфа», изд. «При- бой», 1929 г., 196 стр. Ц. 1 р. Конст. Василенко — «Другое солнце», повесть. Изд. «Прибой», 1929 г., 168 стр. Ц. 1 р. 10 к. Оба автора, несомненно, талантливы, оба обладают запасом интересных наблю- дений, оба нашли свои слова, но обоими, очевидно, никто не руководит, не указы- в а е т им, что и как писать. В результате обе изящно изданные книжки беспомощны по построению, недодуманы и недоделаны по содержанию; написаны без тематиче- ского плана (Смирнова) или по банально- му и наивному плану (Василенко). Цен- ный материал истрачен эстетически-бесхо- зяйственно. С этой точки зрения обе кни- ги весьма поучительны. Нина Смирнова — молодая сибирская писательница. Всем нутром своим она чувствует и переживает сибирскую при- роду и в простых, крепких и сильных сло- вах умеет передать ощущение тайги, без- граничных просторов, мрачную и суро- вую пышность сибирской природы, яркое и холодное сияние северного солнца. Она знает повадки звеоя, уклад жителей тай- ги. Страницы первых ее книг—повестей -<В лесу» и рассказов («Закон земли») по напряженности ощущения природы не- вольно заставляют вспомнить «железные ночи» Гамсуна («Пан») и любимого героя Гамсуна — охотника Глана. «Марфа» претендует на значение более крупного произведения, и в этой книжке также проявляются те же характерные для Смирновой черты, но все остальное—без- надежно слабо. Это не роман и не по- весть, а некая романтическая хроника о трех поколениях таежных демонических купчих — вне времепи. Читаешь часть 1— «Варварушкин грех», читаешь часть 2— «Марфа Корсунова» и, наконец, часть 3— «Татифа», и нет-нет, а возвращаешься к титульному листу: гложет недоумение — действительно ли эту книжку издал в 1929 г. «Прибой» (Лемотгиз), не является ли автор талантливым учеником Мамина- Сибиряка, в былое время также писавше- го о пьяно-демонических уральских и си- бирских купцах, и не напечатана ли «Мар- фа» в «ежемесячном литерат1'оном прило- жении» к журналу «Нива», издания А. Ф. Маркса или в «Нови», издания М. О. Вольфа. Дело не в том, что все героини— бабка, мать и внучка, Варвара, Марфа и Татифа, так и не дожили до советов, а дело в том, что отношение автора к ним совеошенно неясно и что дореволюцион- ный быт дан в книжке не по-советски, хо- тя после Октябрьской революции весь рус- ский дореволюционный быт предстал пе- ред нами уже в новом свете. И может ли советский читатель в годы напряженнейшей, коренной перестройки всей нашей экономики тратить время на чтение истории о богатее пимокатчике Ва- лунине, женившего слепого сына на Вар- варушке, дочери более бедного купца, ко- торая на следующий же после свадьбы день сошлась с приказчиком Вадимом (си- бирский Гастон или Альфред), сыном так- же купца, но «честно разорившегося» (стр. 15), буквально подложив мужу при- дурковатую сестру? Или историю о том, как Варвара не то не сошла с ума, накор- мив, чтобы спасти свою дочь Марфу, на- павших на них в тайге волков слепым му- жем, потом сошлась со свекром, а в зак- лючение бросилась с колокольни? Стоит ли издавать также историю о столь же невнятных похождениях Марфы, сходив- шейся с различными перс&нажами, а пос- ле смерти отца налегке без остановки проскакавшей по Сибири зимой несколько тысяч верст (так и сказано: «когда она проехала еще тысячу верст, ей сатой за- хотелось править лошадьми, и она повер- нула назад» (стр. 79)? Первая дочь Мар- фы—Ангара была разбита лошадью, а вторая — Татифа уцелела и пошла в ма- машу. Последняя, бросив свои 9 миллио- нов рублей,—вот какие купчихи, оказыва- 4 П 9 ется, бывали!—поселилась с дочкой в тай- I » J

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2