Сибирские огни, 1930, № 2

тизаны», Д. Леонов.—«Барсуки», Б. Пильняк.—-«Голый год». | VI I I. Напостовство и пролетарская литература. : Раскол внутри напостовской группы. Создание «На литературном посту». От- ^ ношение к писателям-попутчикам. с Для чтения и разбора: «Неделя»—Либединского. Журналы «На посту» и «На и литературном посту». По вопросу о художественном методе, об отношении к наследству, уместно д здесь именно проработать тему: IX. Художественный метод и мировоззрение писателя. > Для чтения и разбора: «Разгром»—Фадеева, «Цемент»—Гладкова. Пособия: £ 1) Пути пролетлитературы сб., особенно «Столбовая дорога пролетлитературы». ^ 2) «Удар за ударом»—«удар второй». 3) «Литература факта». ь В заключение необходимо проработать следующие темы. jS X. Литература, классовая борьба и коллективизация деревни. Литературная дискуссия о «Трансваале»—Федина (метод разработки в книжке Трифонова), Панферов—«Бруски», Шолохов—«Тихий Дон». XI. Рабочий класс и соцстроительство в пролетлитературе. «Проблема рабочей тематики»—Либединского. То же по Горбачеву («Удар за ударом»). Разобрать: Никифоров—«У фонаря», Караваева—«Лесозавод», Вигдоро- вич—«Онегострой». XII. Борьба на два фронта в сибирской литературе. 1) Расслоение попутчиков «Дикольче»—Шишкова, «Выхваль»—Сейфуллиной, «Барабанщик»—Вас. Иванова и проч. Выступления Пильняка и Замятина. 2) Правая опасность в сибирской литературе. 3) Ошибки и уроки сибирских литературных организаций. Использовать для проработки решения с езда СибАПП и союза сов. писателей (см. «Сиб. Огни» № 1). Вот, примерно, программа литкружка, охватывающая основные вопросы со- держания и метода литературной работы. В Программе нет подробного перечня всей литературы. Сомневаемся, чтобы наши низовые кружки могли охватить и прорабо- тать даже рекомендуемый перечень. Возможно, что значительное количество произ- ведений из этого списка придется рекомендовать для чтения на-дому и последующей информации в кружке о содержании и качестве произведения. В заключение хочется выразить пожелание о том, чтобы кружковцы, работаю- щие по рапповской схеме, дали свои отзывы о ней, а также и той наметке програм- мы, которая сейчас предлагается вниманию читателя. Крайне необходимы также со- общения о ходе работы литературных кружков. ЛИТ . -КОНС. БЮРО СИБАПП И ЖУРНАЛА «СИБ. ОГНИ». О наших темпах и больших и малых полотнах % Хорошие мысли, говорят, приходят после. Этой ходячей «мудрости» сродни, несомненно, теория необходимости отхода писателя во времени от изображаемого. Когда-то Ф. Сологуб, защищая эту теорию, утверждал, что если в окружающей нас действительности и появились новые скорости (авто, аэропланы), то ничуть не чаще бьется наше сердце, чем 100 лет назад, не убыстрилось движение крови, и, сле- довательно, человек чувствует и мыслит прежними темпами. Сологубовское умозаключение, больное всеми пороками формальной логики, опровергнуть не трудно. Не в нем суть, а в том, что теорию «отхода» и сейчас кое- кто—один вольно, другой невольно—защищает. Между тем, наши дни невиданных темпов развития народного хозяйства и решительной схватки с остатками капита- лизма в стране—ставят перед писателем вопрос о ликвидации этой теории достаточ- но категорически. Писатель должен своей литературной продукцией активно участвовать в со- циалистическом строительстве, в классовой борьбе. Нужно не «отходить» от изобра- жаемого. а, по меньшей мере, идти в ногу с ним. Это, конечно, не обязывает писателя к фактографии и отображению в художественной форме фактического материала од- новременно с опубликованием их в газете. Но дать адэкватные сегодняшней действи- тельности художественные образы — это обязывает. И даже больше: в с к р ы т ь х у д о ж е с т в е н н ы м и с р е д с т в а м и е е т е н д е н ц и и н а з а в т р а . Так ли обстоит дело? Факт писательского «отхода» от темпов социалистиче- ского строительства, к сожалению, бесспорный. Что надо делать? Грандиозные темпы развития народного хзяиства—это новые отношения «ве- щей», новые методы, новые принципы и навыки в работе. Необходимо и нам, писа- телям, перестроиться в своей работе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2