Сибирские огни, 1930, № 2

ь сокращен. Например, к первой теме можно оставить одну ст тью Плеханова: ж «Искусство и общественная жизнь». На тему «О художественном методе в связи с 1 мировоззрением» оставить статью Авербаха: «Противники ли мы психологизма» и 2 Фаддеева: «Столбовая дорога пролетлитературы». йа Но вместе с этими урезками и сокращениями необходимо рапповскую схему в и пополнить кое в чем, например, темой о литературных направлениях «Лефа», 3 «Кузницы», «О политике ВКП в области художественной литературы». J Кроме того, принимая во внимание состав аудитории, ее потребности и заинте- £ ресованность, внести в программы хотя бы общие понятия о видах и формах публи- < цистической работы писателя—об очерке, фельетоне, о перерастании рабкора в стен- Si газетчика, в беллетриста. £ Далее, о месте поэзии в программе литкружка. Методически, конечно, пра- ? вильно, что поэзия в содержании литературного чтения и бесед идет в ногу с прозой. Но думается, что само по себе принципиально правильное положение должно выпол- няться не педантически, а с учетом характера темы и ее особенностей. Ну, напри- мер, говоря о Пушкине и Лермонтове, нельзя обойти их, как поэтов, и вообще их поэзии, являвшейся основной формой их литературной работы. Но, с другой стороны, в теме о Горьком, Бунине и Чехове совсем не обязательно проходить поэзию Блока, Брюсова и Гумилева. «Поэзию» БрюсЪва и Гумилева можно просто исключить, как об'ект изучения. О Блоке говорить лишь в связи с приятием им революции в «Две- надцати». И многое другое можно исключить из программы - минимум литкружка на- чинающих писателей. Здесь необходимо оговориться. Под начинающими писателями мы разумеем рабкоро-стенкоровские кружки на предприятии. «Начинающие» из числа окончивших школы II ступени, техникумы и проч. могут начать работу несколькими ступенями выше и позволить более широкий охват литературного материала. Те и другие могут руководствоваться схемой РАПП'а, выбирая в ней наиболее интерес- ные и необходимые темы. Опыт, однако, показывает, что начинающих затрудняет даже самое начало работы по этой схеме. ' — «С чего начать?—спрашивают нас товарищи-кружковцы,—и как продолжать если мы не можем собираться чаще одного раза в декаду?». На этот вопрос схема РАПП'а ответа не дает и дать не может. Его может дать лишь н е п о с р е д с т в е н - н а я практика работы в литературном кружке. Ниже приведен перечень первых тем и несколько замечаний о дальнейшей работе, которые клались в основу работы лит- кружка краевых курсов партактива, который по этому плану в течение уже около 2 лет ведет занятия: I. Стенгазета и работа рабкора. Характер и задачи стенгазеты. Внешняя и вну- тренняя сторона стенгазетной заметки, корреспонденция, зарисовка. II. Виды публицистической литературной работы. Определение задач печати Лениным. Газета, журнал, сборник. Фельетоны. Очерки. Р а з б о р ф е л ь е т о н о в Кольцова, М. Д. Бедного, очерков в «Октябре», «Сиб. Огнях», в «Настоящем». Д л я ч т е н и я д о м а : Ставский—«Станица». III. Беллетристика. Проза и поэзия. 1) Отличительные черты беллетристики. Рассказ-повесть-роман. 2) Свойства поэзии в стихотворной и прозаической речи. Образцы: Рассказы Чехова. «Капитанская дочка»—Пушкина. «Мертвые души»— Гоголя. Лирика Пушкина и Лермонтова. Три первые темы касаются понятия о формах и методах литературного твор- чества. В работе над этими темами можно использовать и книжки Крайского. Есте- ственными выводами из первых занятий должны быть понятия о литературе, как ис- кусстве, о классовой природе искусства, о соответствии формы и содержания, о преобладающей роли последнего. Дальнейшее изучение литературы можно вести уже в разрезе литературно- историческом. В центре темы может быть иногда поставлено и творчество одного писателя, если оно позволяет делать выводы относительно литературного направле- ния целой школы. В дальнейших занятиях работу можно вести по следующему плану: IV. М. Горький—писатель революции. Изучая творчество М. Горького, полу- чаем представление о различии между романтизмом и реализмом. V. Октябрь, интеллигенция и пролетарская литература. «Двенадцать» Блока. Понятие о символизме. «Главная улица» Д. Бедного и другие произведения периода подготовки ре- волюции и Октября. Сравнительный анализ обоих произведений дает понятие о том, как принимает революцию пролетписатель и писатель буржуазный, интеллигент. VI . Военный коммунизм и гражданская война. Поэзия «Лефа», «Кузницы». Читать: «Рабочий май» — Казанина, «Завод весенний» — Александровского, «150.000.000»—Маяковского. Произведения Герасимова, Кириллова, Малашкина и других писателей 20-21 г. 4 VI I . Восстановление хозяйства на основе нэпа и проблемы попутничества. Кризис «Лефа» и «Кузницы». Писатели-попутчики. Читать: Вс. Иванов—«Пар-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2