Сибирские огни, 1930, № 2
ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОК-НОТ Чему и как учиться начинающему писателю Не надо доказывать, что первым и основным условием литературного роста начинающего писателя, вчерашнего рабкора или стенгазетчика, рабфаковца, студен- та или просто активиста, является литературно-марксистская учеба. И не просто уче- ба, а учеба постоянная, упорная и систематическая. На последнем с'езде пролетписателей и еще ранее выяснилась совершенно не- приглядная картина с литературной учебой. Даже в Новосибирске не было создано ни одного кружка непосредственно на предприятии. Кружки при больших клубах, или при таких учебных заведениях, как краевые курсы партактива, ИНХОЗ, техни- кумы не могут возместить отсутствие литературно-марксистской работы с рабкора- ми, стенкорами и писательским молодняком. Литературно-учебную работу, однако, развертывать надо. При ".этом не просто литературно-учебную, а именно литературно-марксистскую учебу. Ведь марксист- ско-ленинское воспитание начинающего писателя и может и должно быть увязано с литературоведческим образованием. Но чем руководствоваться литкружкам и писателям-одиночкам, ставшим на путь литературно-марксистской учебы? Наиболее ходовой книжкой по вопросам литучебы до сих пор является книжка Крайского: «Что надо знать начинающему писателю». Не говоря уже о литератур- ных устремлениях студии «Резца», эта книжка Крайского представляет пособие лишь по технике литературной работы. Она дает советы и «образцы» самых разно- образных форм литературной работы, своеобразную л и т е р а т у р н у ю р е ц е п - т у р у . Она не даег понятия о художественном методе вообще и художественном методе пролетарской литераторы в частности. Кой-какие материалы (и документы) «К вопросу о пролетарской литературе» можно найти в литературной хрестоматии Стопнера и Юшкевича: «Искусство и ли- тература в марксистском освещении». Наконец, хорошим пособием для литературных кружков, работающих над современной литературой, является книжка Н. А. Трифонова—«Современная литера- тура», сборник заданий и вопросов к 12 темам. Вот и вся основная литература. Но дело не в ее количестве, а в методе рабо- ты над ней и по ней. Попытку внести систему, ценность и методическую согласован- ность сделало литературно-консультационное бюро секретариата РАПГ1 рассылкой «Схемы програмы для литкружков». Не останавливаемся на содержании этой программы. Заметим только, что рас- четы составителей на 10-12 часовые занятия, следовательно на 120 часов системати- ческой литературной \чсбы, в течение четырех месяцев (по Ь0 часов в месяц) з?рд- нес обречены на неудачу. Заранее и наверняка можно сказать, что начинающий писатель не может ра- ' ботать над собой ежедневно, хотя бы и по одному часу. Собрания литкружков чаще одного раза в течение декады проводить невоз- можно. Больше, чем 3-4 часа в один вечер, работать также невозможно. Таким обра- зом, за 4 месяца—от января ко май на кружковые занятия можно использовать от 36 до 48 часов «общественно-полезного» времени. О т с ю д а п р я м о й в ы в о д : перечень литературы в Рапповской схеме надо, сократить. Такое "окращение возможно. Полагаю, что «революция не пострадает ,, если из программы совсем выбросить, например, Тютчева, Гумилева, Эренбурга! даже Брюсова. Список подсобной теоретической литературы тоже может быть • 8 л. Сиб. Огни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2