Сибирские огни, 1930, № 2
g Художественный метод—прежде всего есть отношение писателя к действитель- х ности. Художественный метод находит свое выражение в стиле литературы, а стиль s литературы проявляет себя в цепи разнообразных литературных жанров. Тут мы g прежде всего сталкиваемся с противопоствлением романтизма реализму. Глаштаем романтических лозунгов является «Кузница», т.-е. группа, в состав которой входит s известное количество писателей пролетарских и известное количество писателей ме- 5 щанских. Ее творческая декларация, опубликованная в «Литературной Газете», целп- ш ком вытекает из прежних творческих документов «Кузницы», в том числе и из расска- g за Ф. Гладкова—«Кровыо Сердца». В рассказе идут разговоры между несколькими по- о сетителями клуба-библиотеки. Один рабочий излагает творческую платформу пролетар- u ской литературы. Наша жизнь мрачна и страшна, в ней много грязи, мы задыхаемся в ^ ней, а вы, писатели, рисуете действительную жизнь, в которой мы живем, когда мы н £ так устали от нее. Вы, пролетарские писатели, покажите новых людей, а если этих и новых людей нет, то выдумайте их. Вот, товарищи, цепь размышлений. Вот истоки ! творческих методов «Кузницы», с одной стороны, характеризующихся натурализмом « в описании действительного мира, а, с другой стороны, характеризующихся романтиз- g мом, выдумыванием новых людей, постановкой человека на искусственные ходули, g А как мы ставим вопрос? В статье Фадеева «Против верхоглядства», дана паи- х более точная характеристика нашей творческой установки: «новый стиль пролетарской g литературы будет чужд всякого лрикрашивания и «нас возвышающего обмана»,—он 5 должен быть и будет стилем наиболее решительного, последовательного и беспощадного ° срывания всех и всяческих масок». Пролетарское искусство, пролетарская литература < обладает такими огромными идейными преимуществами над всеми нашими врагами, над литературой других классовых прослоек, что ей не зачем бояться об'ективного изобра- жения действительности. Задача пролетарского писателя состоит в том, чтобы брать действительность так, как она есть, не лакируя ее, не прикрашивая и не нарумянивая. Брать действительность, как есть, бороться с ходулями, срывать маски,- стирать ру- мяна, которые любят накладывать на действительность, некоторые писатели,—вот за- дача пролетарских писателей, как она реализуется в их лучших произведениях послед- него времени. Очевидно, что в наших творческих установках есть решительное отли- чие от людей, которых мы называем лакировщиками действительности. Нам никакая лакировка не нужна. Всякая лакировка вредна, Мы видим огромные социалистические успехи, которые делает наша страна. Мы ставим перед пролетарскими писателями за- дачу отражать эти успехи, но мы говорим, что нужно брать их в борьбе нового и ста- рого, нужно видеть правильное соотношение сил, нужно показывать становление дей- ствительности в художественных образах. Но против такой установки выдвигаются дополнительные возражения. Напри- мер, т. Секерская недавно в журнале «Печать и Революция» писала, примерно, следую- щее: вы, дескать, берете действительность, как она есть, но ведь у нас есть завтраш- ний день. Мы должны вскрывать действительность завтрашнего дня, а это противоре- чит вашим творческим установкам. Вы делаете установку на показ действительности, как она есть. Это соответствует реализму, а романтизм будет рисовать завтрашний день и это есть то, что нужно нашей пролетарской литературе. Товарищ Секерская недавно заявила, что у нее в настоящее время нет основных разногласий с творческими установками большинства РАПП'а, Но ее мысли еще живут в сознании многих товарищей. В чем заключается ошибка Секерской? Мы говорим о действительности завтрашнего дня, как материалисты-диалектики. Это значит, что мы видим тенденции развития, подготовляющие завтрашний день. Мы берем действитель- ность, как диалектики-материалисты. Мы берем действительность сегодняшнего дпя не как ставшую, а как движущуюся, становящуюся. I I мы должны в этом движении действительности сегодняшнего дня увидеть элементы и тенденции, подготавливающие завтрашний социалистический день. Вот как это нужно понимать. Когда мы говорим о реализме, то при этом делаем одну существенную поправку: стиль пролетарской литературы, который создается на основе метода диалектического материализма, будет стилем качественно-отличным от всех предшествующих стилей ве только тематикой, по и всеми составными компонентами произведения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2