Сибирские огни, 1930, № 2

£ структивному периоду, перед нами снова встают вопросы содержания, тематики*). ° Веди мы их не разрешим (а мы их разрешим вне всякого сомнения, нужно лишь s осознать их значение), то мы будем «Кузницей», и уйдем разбитыми с поля сражения, m Ближайшие годы—годы решающей серьезной проверки. m Но все это ни в какой море не отодвигает, а , наоборот, ставит с еще большей s остротой основные вопросы творческого метода. В течение последних лет пролетарские i писатели—пусть вчерне, очень грубо,—начали оттачивать оружие художественного ш метода диалектического материализма. Теперь, на новом повороте, кое-какое решающее s оружие у нас есть,—а раньше его у нас не было. Но оружие отточено еще очень нло- о хо. Поэтому вопросы метода встают снова во всю ширь. и Будет небесполезно вспомнить историческое развитие нашей борьбы за творче- ^ ские методы пролетарской литературы. У нас еще нет творческой платформы, по ней с идет напряженная дискуссия, но некоторые итоги подвести возможно, тем более, что | подавляющее большинство Российской ассоциации пролетарских писателей стоит на >==' определенной творческой точке зрения. Эта творческая точка зрения есть не что иное, § как обобщение творческой практики десятков и сотен пролетарских писателей, и од- повременно компас и руководство в текущей творческой работе пролетарских писате- з= лей. Раскол «Кузницы» и создание группы «Октябрь», из этой группы впоследствии « выросла Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (РАИН),—проходил иод | основным творческим лозунгом—реалистического показа личности. Этот лозунг впо- ° следствии нашел свою дальнейшую конкретизацию в лозунге живого человека. Сейчас < смешно спорить с теми, которые будут возражать против лозунга живого человека. Я •• только хочу кратко остановиться на его историческом значении. Смысл лозунга «жи- вого человека» заключается в протесте против господствовавшей ранее в пролетарской литературе схемы, против рассудочного, рационалистического подхода к творчеству. Эта простая мысль как будто бы усвоена теперь большинством товарищей; она нашла евое выражение в творческой практике пролетарских писателей. В этом—и только в этом—смысле лозунг «живого человека» оказывается «снятым» дальнейшим творче- ским развитием пролетарской литературы. Был выдвинут второй основной лозунг, который еще недавно вызвал, да и сей- час еще вызывает, горячие споры—это лозунг «психологизма». Нас именуют школой психологического реализма,—такое название можно при- нять условно, потому что наше творческое направление не покрывается полностью ни термином психологизма, ни термином реализма. Сам по себе термин «реализм» тоже условен. Мы им пользуемся потому, что иная терминология еще не создана, К чему же сводился лозунг психологизма? Лучше всего, наиболее точно но этому поводу вы- сказался однажды Плеханов. Он говорил, что всякая художественная литература имеет дело с живыми людьми, с мыслями и переживаниями людей, а тут не только будет необходим, но и чрезвычайно полезен психологический анализ. Дальше он говорит так: психологический анализ особенно важен и необходим, так как он показывает отраже- ние в индивидуальном сознании человека исторического движения. Вот две части ло- зунга психологизма. Тот, кто не понимает второй его части, тот не является диалекти- ком в литературе. Тот, кто отрицает первую часть лозунга, кто плохо се реализует, тот является очень плохим материалистом-диалектиком в литературе. Таким образом, все, что говорили по адресу РАПП'а относительно психологизма, все обвинения нас в идеализме, мелкобуржуазности и др.,—все это есть плод недоразумения, либо недоста- точной теоретической подкованности наших критиков. Попутно следует раз'яснить одно недоразумение. На всесоюзном с'езде пролетар- ских писателей по докладу тов. Либединского и Фадеева, впервые перед нашей орга- низацией был выдвинут лозунг «непосредственного впечатления от действительности». *) Вопросы тематики поднимает и т. Горбачев в альманахе .Удар за ударом". Сказанное мною на ое зде СибАПП об оппортунистической установке Г. Горбачева совпадает с моей статьей Оппортунизм под „левой" „маской" („На лит. посту" № 1 < Л С за 1930 г.). К ней я и отсылаю читателя, опуская соответствующий раздел моего I V w доклада.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2