Сибирские огни, 1930, № 1
кX < Оu. . О sг; s1 ш 0 < Ss s t s - CL bS Пролетаряска писательаниц Чехи Мария Майерова. Прекраснейший мир. Роман. Авторизованный перевод с чешско- го. «ЗИФ». М. 1929 г. Цена 1 р. 50 к. Чешская писательница - коммунистка Мария Майерова русским читателям еще неизвестна. Данная книга едва ли не пер- вая, которая появляется в русском пере- воде. Между тем, судя по этому роману, Майерова заслуживает внимания. Она — дочь рабочего металлиста. С 14-ти лет живет самостоятельным тру- дом. Уже в юности заинтересовалась ра- бочим движением и вступила в социал- демократическую организацию, откуда за- тем перешла в коммунистическую партию Чехии, где работает и сейчас, преимуще- ственно в области печати и художествен- ной литературы. Предисловие к русскому изданию рома- на тов. Майерова написала сама. В этом предисловии она характеризует основную идею романа: — «Каждый носит в себе свой прек- раснейший мир, свой идеал, выработан- ный сознательно или интуитивно. Этот идеал создается у каждого, в зависимости от характера, широты взгляда и глубины классового сознания. Есть два мира: один — мир эгоистов и эксплоататоров, это трон, покоящийся на склоненных вы- ях рабов, и эксплоататоры, восседающие на нем. Другой — прекраснейший мир коммунистов — сознательная целеустрем- ленность, систематическое строительство нового общества. Этот второй прекрас- нейший мир и является идеалом молодой наивной девушки, которая росла вдали от фабричных центров, в деревне, под властью деспота - отца. ' Она восстает сначала против порабощения в семье, за- тем мало-по-малу видит, что угнетение существует повсюду; что все современ- ное капиталистическое держится на пора- бощении и насилии... Она борется со средой, которая внушает ей свои взгляды, борется с наследственностью, уступает, отступает, и вновь бросается в атаку, спо- тыкается и снова встает, пока ее проле- тарский инстинкт не приводит ее, наконец, к классовому сознанию». В героине романа — Магдалене Би- лонской — нет никакого показного ге- роизма, никакого внешнего пафоса, и в этом — существенное достоинство произ- ведения. Девушка сбрисована автором, как самый обыкновенный рядовой чело- век, она — живое существо, а не схема, не ходячая агитка. Читатель видит ее, чувствует, понимает ее слабости и увле- чения, обиды и протесты. Роман отнюдь не перегружен психологизмом, психоло- гия дана лишь в меру необходимости — сжато, умело и убедительно. Палитра т. Майеровой не богата краска- ми, рисунок не блещет остротой и чет- костью, в сюжете мало оригинальности, и все же роман читается с интересом и под- купает своей большой художественной простотой, большим внутренним теплом, убеждающей силой искренности. Магдалену автор рисует рядом с ее старшими сестрами — Анной и Марией— неумными самодовольными мещанками. Они заняты только своей семьей и на- коплением материальных благ, и на фоне их сытого и тупого благополучия мяту- щаяся фигура Магдалены приобретает особенную привлекательность. Магдалену часто оскорбляют и обижают, она вы- нуждена порвать с семьей и уйти из дому, но она «хочет свое малое личное недо- вольство влить в великую идею восстания мира, хочет быть участницей смелой по- пытки изгнать из мира несправедливость и гнет». Она посещает рабочие курсы, а когда разразилась война — работает на перевязочном пункте военного лазарета. Ее неотступно влечет к себе «мир стра- дающих и угнетенных». Через перевязоч- ный пункт проходили «все народности Австрии: чехи, словаки, поляки, украин- цы, мадьяры, немцы, румыны, хорваты, босняки, цыгане»... «Здесь, наблюдая за каждым солдатом, прислуживая им охот- но, приветливо, неутомимо и ласково, она становилась интернационалисткой». Война угнетала Магдалену, ей казалось, что человечество гибнет, но «после 7 ноября 1917 года она снова начала ве- рить, что мир не погибнет в бойне, что люди, наконец, проникнутся взаимным уважением и создадут социалистическую республику мира... Ведь должен же на- ступить такой строй, который соединит в порыве братства всех живущих и най- дет совершенную гармонию! Должен су- ществовать прекраснейший мир, сегодня еще далекий, но уже грядущий, осущест- вимый. Теперь она поняла все, теперь она узнала, на чьей стороне ей вести борь- бу». И вот, она с головой уходит в револю- ционную борьбу, становится постоянной посетительницей рабочих кварталов, жен- щины - работницы выбирают ее своей де- легаткой. «С собрания на собрание, с ми- тинга на митинг ходила она с пылавшим в больших глазах огнем, словно с горя- щим факелом, и там, где она выступала, разливалось зарево пожара». Личный роман на некоторое время от- влекает Магдалену от политической и об- щественной жизни, но достаточно ей уз- нать о том, что на улицах Праги снова пролилась рабочая кровь, и она уже сно- ва — в рядах борющегося пролетариата. Этой борьбе она отдает свою молодую жизнь: тяжело раненая в уличном бою, Магдалена медленно умирает... Такова, в кратких чертах, книга Марии Майеровой. Жаль, что в книге не показа- нана роль социал - соглашателей, не про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2