Сибирские огни, 1929, № 6
репанова, инструктор Алексанор и многие другие. Вот то положительное, что мы хотели отметить в очерках Никитина. р н ь ы Н е е р о ы ш ч т к т р р о и б а х ы й и н , о ег т п о о р б и р с х у а о т б д ь ’е и к т э т с т и я и ви н п з е р м со е а о м д н а о е в л н т е н о т о р ь с ц к б е и н а х восприятий и проистекающую отсюда импрессионистскую изощренность стиля. Мы имеем очень разнообразные типы очерка в современной литературе, — от « с н С к и е о с н г т о т с и к и о м й е Б , н а т « б К а е л о л ь н е н а в о р с г м к о и о и й п » , у , н т д а е о ш ск « е в С с о т т з в а ь и н я и и » ц м ы п Ш » ре к С с л т си о а в в о - с го ко В в го « п П е и р р в а д о в е м д р е е » в т . е и н п с е ки х х ар о а ч к е т р е к р о н в о А л гр и а р н и о ч в ес с к к о о е раздувание авторского «я», непременное участие его, как древнего «рока», во всех описываемых событиях, эстетизм и импрес- сиоццдм стиля, как непременное следствие крайнего суб’ективизма восприятий. н в е а м о н йВ и т х я о у ц д р е о о о л п ж й е р у е е т с с т д и т р п е в е л е мн е х н а л н р н е ы а н о х к н г т о о п е с р р т и и ь п е ю з у м у б , е о л т в и с и ц я д с и л п с о я о т б л и щ в ь ч ы з е е о с ч с в т е к а в р о н е ч г н и и о задания. Очерк, как литературный жанр, сейчас чрезвычайно актуален. Художественная л хи и . те О р ч а е т р у к ра не н у е то п м о и с мпе ы в м ае а т ва з н а га т р е д м о п м ам б и ыс э т п р о о и ловко продирается вперед. Он первый с т в т я ы а г е л и к в б и а о е в и т а с , е я т п ся к ок с м а е в с т р т я а у ж го е д м л е а . й я О ст н в а и р п я т р . и и л н л и е м р а и е я т п п о ер д Именно эта боевая, оетро-политическая с р т о а ль л о и ч т е е р р к а а тур выныдв х иг ж а а е н т р е о г в о э н п а ох п и е . рв И ы м е ен м н е о эта роль очерка определяет в конечном счете и его стиль. м в го и о К е м л » о , и н с Ш т е е ч к э р н с л а о т о т , е у в т р с с « к н к С о о о е г г й н о о т п и с с о м н з о е е о н б г й о а та а — б л в е ь т з н о д э о р т у е а о м , н н п к ы е а у м к т т е о л н ш т и е е к р т с о и т и е з п очерка, который нужен сейчас советской литературе. Мы не хотим отожествить Никитина со Шно к О л ч т о а т д в а и с л к т к и и мн ва а . н Н с и о т е р д а у н о х и т ц Ша л х к и л т « о е П в р у с а к т т и о у г р о ны а не С с д е о о в м в е л н р е е » е н . т над лучшими моментами книги. Остяцкая вечеринка ассоциируется с описанием ассамблей у Пушкина. Появление лоцмана «чуть напоминает сцену из морского романа». Туземцы «очень напоминают индейцев из иллюстрированного издания «Робинзона Крузо». чи П ва р е е т к с р я ас р н а о с е хо о л п а иж с и а в н а и ю е щ п и и м то о м б н р и а к щ а ен з и ак ем ан к к ки а Н п п и и р т к и а и н м т у и ер н о Г , в л т а о т н н о у к г . и о .. й жМ ху е о д ж п о н о ж р о н я и д п к к р , а и . п в о е д ст в и ли д я е н с и я е т м р б а а з б и е т л е е л -шьн к о л й ови ху зм до а же д с о т х в о е д н и н т ой по н р е о ч й утк д о о ст п и о . д б ск ы а О о ) т г д н о и о у » н ню э и с в к з т с а е т р т п а т и в р и л з и н м я м у е а е т : р о о с т в т а : я к ц о в к й о с г о о о в б е р р с а у ш з г е е л н ц а н н о а «п с и ( а с т м х е о о р на « . Шум упал на сто (председателя сугла К. Л.) голову, как снежный обвал. Он был законен—обвал шума». т т о ат р А ь а в с я т я ор н н а и с с т л с р о а ч в и ин в т о а а е т т с е о с л я в ь с с е к с мо о й де н п р е с ж и а х ж н о и е л л е о а м г е и т ей в , с е ч кщ и о и н с е т а м в , е о н п ч н р т о е о д е ел о п е ч р н е о н р и ы к з й ве в д л е а к н д о и , н е н ц и е т - р к с е о б н т у е ц ю м ов щ п е о х е л у о д с ж т о и е ж н л е и я , соответствующего данному материалу. с т к я у ц С юк о о в г е о н р а ш с с е т у н р г н о л о е а н * н н н а е ос а к т в ь т ч о е п м р р с у и ки л м о в м и о а с т п ь р в и о ч я с и т п т и о а и м т и ел н о ь а с ниями о Волге. Нельзя назвать иначе, как художественным эклектизмом, введение в очерки Туруханского края имен Кервуда, Исуса Навина и капитана Глана. шха е Э , й т с о с к о т о в а т ет о э с р с к о т о й е й т м с лы к и и т - д и е о р м л а п ж т р н у е ры с е с , и б о о и н р б и о о с т т о ь с н с к с а а я я з в а т с нл р а о у няет материал от читателя. Пусть с ней борятся внутри себя и авторы, ибо она мно е « с ш Ят а ь е . с т кло и н м ен в в о о с с п п р р и и н н и и м м а а т т ь ь ве д щ е и йс ч т е в р и е т з ел л ь и тературу, — признается Никитин в «Пути на Север». И, повидимому, он считает это положение вполне нормальным. Крайний суб’ективизм подобного угла л в н у о о ч с с п а т е р и т и с я в я т п и е т й ч а а к т н а л е я яе л т т е р с е т а б н в у т и е о ц т р а а : д . фок Э а а к т з т о а д т в е е п й л е ь с ч т с а в т т и в л . т е е П н л и о ь е автор искусственно остраняет и тогда только преподносит его читателю. с г т у в б В е о н э н т с у о у юм б’ к е с к а т р т р и т е им ви н л з у е и н р д и о е и й ва с п т н о в н с и ы т т х р е о л и ь в т н о ь о с с п т р и х и у я и д т з о и ж й с — е у не гнездится ли идеалистическое — «мир это наше представление?» И не вяжется ли, в конечном счете, импрессионизм, как л со и фС те т и р а и а в ? т я ур э н т ы и й во ст п и р л о ь сы , с , к и о д т е о а р л ы из е мо в м озн в и ф кл и и ло у н р ви а у н с ха и в н ть с с к в о а я г в з о т и о к р с р а а а я н э , т а и л м и х ы зо о о м ч т е н с р ют к и д о л ь в я н в о е ч и х е д о р е т к а и о л м в из Т о м у б е , и до б б о Н н о м о а и м т м у е п р р у и м е а с о л с з и а о о к ч н л е и юр с к ч т о е с в н ки и н й ю е . м да е е т т од п п о о в д о а д ч а и к э п т о о го материала, р ст и в а е л н ) ну о ют ц чи ел т е а у т с е о т л т р я ч е , у м ж з л д а е с а н л ю н о щ о н с и я т юй ь щ п е и г р й о оиз ( о м в б е а щд т е е е н в п о и р л я е ю , сс з ц и а и о с о н т н а и н в з л о м й я а е , л т и к з а т а к е д р у а с м т т у а и р т л ы ь я с , . я д с ля чу н ж а е ш ст е и й и р м е Определенный стиль неизбежно тянет за собой к жизни определенную философию. И наоборот. Импрессионизм, наиболее органически н о и бс м л а у н жие и , ва в ю кщ о и р йне^ ид в е р а а лж и д с е т б и е ч н еск д о и е ал м е и к р т о и п к о о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2