Сибирские огни, 1929, № 5

Что ты в гости не пришла? — Побоялась тиуна. Тиун тебе не судья, Судия—владыка. Книга издана прекрасно, но недешевая цена (2 руб.) вырвет ее из рук тех, кто более всех в ней нуждается: народных учителей. Детская песенка сохранила здесь па­ мять о юридическом быте времен «Рус­ ской Правды» (XI в.): тиун—приказчик из С. Дурылин холопов, позже—лицо с властью судеб- ной. «Побоявшуюся тиуна» утешают тем, что она ему не подсудна, а подсудна ду­ ховному суду («владыка»). И на ряду с этой тысячелетней почти стариной в дет­ ском фольклоре бытует близкая совре­ менность. Те дети поют: Труды Томского краевого музея. Том II. 1929. Томск. Цена 1 р. 70 коп. Томский музей богат ценными экспо­ натами и наличием ценных работников, но еще не свободен от академизма. Два-три года назад в его работе явно превалировало академическое начало, затем оно стало уступать место совре­ менности, и в настоящее время эта ли­ ния выпрямлена и приближена к реаль­ ным нуждам и потребностям советского дня. Однако, в трудах музея это прибли- Как у нашего попа Да искривлена душа. Коммунисты хороши— Они вовсе без души. Нужно ли говорить, какой большой на- жение к революционной современности учный интерес—социологический, этно- сказывается пока в слабой степени, и графический, литературоведческий, педа- вт°РОй их том, как н первый, носит, готический—заключен в детском фольк- м° *но сказать, отвлеченно-академиче- лоре? Книга О. И. Капицы—первая по- ски^ характер. В самом деле, каким во- пытка установить характер, об’ем, содер- просам посвящены шесть статей только жание, историю собирания необозримого что вышедшего второго тома? Быту и материала, об’единяемого под этим на- этнографии ваховских остяков и чулым- званием. Опыт Капицы, в основу которо- ^,ких татаР> архитектурным древностям го положено 8.000 записей педагогиче- Томска, древностям Нарымского края и ского института им. Герцена, нужно при- этнографическому изучению Томского знать удачным: книга ее вводит в самое района. Лишь в предисловии к сборнику существо дела, а написанная горячо, за- мы находим утешительное сообщение о ражает желанием работать в этой инте- том> чт° в 3-м томе, который уже печа- ресной и мало исследованной области, тается, будут помещены «некоторые ра- Книгу желательно видеть в руках учите- боты по исследованию естественно-про- лей, в особенности сельских. Недостат- изводительных сил Томского края». Ну, ком книги являются те страницы, где го- что ж> лучше поздно, чем... ворится о стихосложении детских песен. С научной и исторической точек зре- Автор делает тщетную попытку уложить ния вошедшие в рецензируемую книжку своеобразные метры и ритмы детских пе- статьи достаточно ценны, особенно «Ва­ сен в школьные схемы чистых ямбов и ховские остяки» М. Шатилова, написан- хореев, забывая о дольниках и вольном ные по материалам специальной экспе- стихе. Еще более неудачны суждения о диции 1926 года. Весьма обстоятельно рифме: устарелое определение рифмы, автор рассматривает родовые и семей- как «созвучия слов», заставляет автора ные отношения остяков, их управление, не видеть множества рифм детских песен, суд и обычное право. К сожалению, он Строчка: мало останавливается на тех обществен- для автора «без рифмы». На самом де- народности не нашла в статье Шатилова ле, как для детей, так и для современных достаточного отражения. Такой же уп- поэтов эти «коту» и «недосуг» о их выде- рек МОжно сделать и П. Иванову, автору ленных ударным у есть рифмы, так как статьи «Татары среднего течения реки «рифмой является всякий звуковой по- Чулыма». Более правильно подходит к втор, несущии организующую функцию делу до Слободский, который, говоря о в метрической композиции стихотворе- задачах этнографического изучения Том- ния» (В. Жирмунскии>. ского района, пишет: «Мы переживаем Следует отметить, что интересная кнн- интереснейший исторический момент, га Капицы в значительной степени осно- когда старые формы быта начинают из- вана на исследованиях иркутского про- меняться под влиянием Октябрьской ре- фессора Г. С. Виноградова, виднейшего волюции. Зафиксировать этот момент, знатока детского фольклора, работающе- уловить борьбу старого с новым, опре- Серому коту Ему дома недосуг — но-бытовых изменениях, какие, несом­ ненно внесла в жизнь остяков Октябрь­ ская революция; национальная политика советской власти в отношении данной го на сибирском материале. делить главную движущую силу в этих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2