Сибирские огни, 1929, № 5
жажда машинизации, требующая сотни тысяч машин для обработки своей неог лядной вековой шири, заставляют чита теля чутко прислушиваться к каждому слову хорошо поданного очерка. Эти степи пока еще — капризная сти хия. Пока еще степь диктует человеку свою волю и заставляет его приспособ ляться к условиям, поставленным ею. Состояние урожаев в большой степе ни зависит от количества дождей и го рячих ветров—«суховеев», дующих с раскаленных восточных песков. Но тем более ярко на этом фоне выри совывается всепобеждающая мощь со циалистических начинаний. Только об’- единенным дружным натиском человек может заставить степь родить регуляр но, богато. Здесь свое решающее слово должны сказать совхозы и колхозы. Эти социалистические зерна слишком молоды в сравнении с многолетним воз растом степей. Много незааоеванного в степях. Они бедны водной энергией, топливом. А ме жду тем, каждую осень степь полыхает заревами «южных сияний» от сжигания ежегодных десяти миллионов тонн соло мы. Эта солома могла бы служить хоро шим источником энергии для питания электростанций и мощных двигателей. Для этой цели солому следует подвер гать особой обработке, как это делается в Германии. «Немцы весьма искусно де лают бригеты из разных сортов соломы. Соломенные бригеты дают возможность, вместо рыхлой, нетранспортабельной со ломы, иметь плотный, грузоемкий и удобный для обращения продукт. Такая переработка может сообщить соломе, как топливу, самое широкое примене ние». Сейчас топливо очень дор->го. Его привозят издалека. Воду в степях при ходится завоевывать. Многие реки, как, например, Кума, из года в год постепенно высыхают. Сейчас ведутся большие канализационные ра боты. «Никогда еще степь не видела такой работы. Она существовала целые геоло гические эпохи. Была морским дном, была песчаной пустыней, потом стала богатой травяной плодородной степью. Готовилась снова после смерти реки стать пустыней. И вот увидела она ны не, впервые за много тысячелетий, не подневольный, не эксплоатируемый, а сво бодный труд, уважаемый, ценимый, обе регаемый. И этот труд рождает на месте старой отжившей реки новую реку—ка нал. Страна никогда не станет пустыней. Она превратится в богатейшую плодород ную житницу. Пролетарская революция в стране мертвых рек оказалаг,. сильнее геологии». Так постепенно, шаг за шагом, человек диктует степям свою волю. В книге большое внимание уделено достижениям концессий, оборудованным по последнему слову техники. Концес сионеры сумели в самых засушливых местах привить китайское бобовое ра стение сою, которое хорошо акклимати зировалось и дает обильные урожаи. Возможно, что соя, благодаря своим ценным, многосторонним качествам, бу дет играть доминирующую роль среди всех культур, разводимых в настоящее время. Книга дает много ценных сведений из области сельского хозяйства и колхоз ного сртоительства. Если не считать не которых стилистических недос, атков, ув лечения автора, подчас, незначительными мелочами, и ряд неудачных лирических отступлений, портящих стиль очерка, книгу можно назвать хорошей и заслу живающей рекомендации всем сельским и городским библиотекам. Издана книга хорошо. Иллюстрации отчетливы, шрифт ясный. >. вг. Бер. О. И. К. Капица.—Детский фольклор— Песни, потешки, дразнилки, сказки игры. Изучение. Собирание. Обзор материала. «Прибой». Ленинград — «Детский фольклор»—явление всем из вестное: кто в детстве не «считался» в игре? Кто не слушал сказку? Однако, лишь в недавние годы стало предметом научного изучения это «творчество взро слых для детей и творчество самих де тей». Детский фольклор включает в себя песню, сказку, игру, пословицу, загово ры, обряды и пр. и по. Научное и педа гогическое значение этой необ’ятиой об ласти народного творчества огромно. Здесь происходит первая творческая встреча ребенка с миром природы, чело века и с самим собой: от первого слова только шаг к зачатку творческого обра за, к стиху, к тому или иному элементу искусства. С другой стороны, в область детского фольклора оседает творчество взрослых: оставленный обряд, выветрив шийся заговор, превзойденная сознанием повесть о животных оседают в мир де тей и там живут еще столетия, как игра, приговорок, сказка. «Век нынешний и век минувший» нигде так близко не встре чаются, как в детском фольклоре. Доста точно привести один пример. В одной пе сенке, которая широко распространена и как колыбельная, и как считалка, и как игра, спрашивается:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2