Сибирские огни, 1929, № 5
Петр Сахаров. Алдан—золотая река. ЗИФ. 1929 г. 120 стр. Цена 90 коп. Об Алдане два года тому назад писа ла Зинаида Рихтер. Ее книжечку чита ли с интересом,—Алдан поневоле при тягивает к себе внимание. Однако, деше вая фальшивая экзотика и многие неточ ности отпугнули читателя от этого ав тора. Петр Сахаров, судя по его книжке, не случайный корреспондент столичной га зеты, которому были заказаны экзоти ческие очерки, а непосредственный уча стник работы и жизни, которую он опи сывает в своих рассказах. У автора тонкая наблюдательность и умение заинтересовать читателя персо нажами. Герои его не выдуманные, а на стоящие живые люди. У Сахарова нет желания огорошить читателя особым «штилем», разукрасить язык такими словечками, чтобы читатель потом рылся в словаре. Но вместе с тем автору удалось отобразить своеобразие алданской жизни, в меру воспользовать ся приискательским жаргоном, не пере- бопптить. Когда читаешь эти простые бесхитростные рассказы, то представля ешь себе именно доподлинных людей, людей борьбы, а не особенных сверхче ловеков, о которых писала в своей, пе чальной известностью пользующейся, книжке Зинаида Рихтер. Алдан—советский Алдан, с его чудо вищным ростом, однако, не изображен Сахаровым. Читатель видит в его рас сказах лишь маленький кусочек жизни на этих знаменитых приисках. Здесь нет почти ничего о той культурно-воспита тельной и политической работе, которую провела советская власть за последние годы. Здесь ничего не рассказано о борь бе с шовинизмом, пережитком царского строя. Нет ничего о городе, выросшем за каких-нибудь два-три года, о газетах, книгах, радио, воздушной почте и т. д. Читатель не узнает из книги Сахарова о той роли, которую играют партийные, комсомольские, профессиональные орга низации, разрушая на приисках старую приискательскую идеологию рвачества и погони за фартом. Но вряд ли можно ставить это в упрек автору. Он избрал для себя часть этих тем, повидимому, то, что видел сам, пережил, и это доста точно удалось ему. В рассказе «Дылдас прииска Орочон» Сахаров показал, с одной стороны, тип деклассированного приискателя, прима завшегося к комсомольской ячейке, с Другой—положительный тип, настоящего комсомольца. Рассказ интересный, зани мательный. Таких «комсомольских» артелей быва ло не мало. Вот как описана такая ар тель: «Мы пользовались всеми правами ячейки и раз в два-три месяца получали из округа инструкции. Наш секретарь, он же и староста артели—Илюшка, не читая, делил инструкцию на тринадцать частей и раздавал нам. На прииске не было хорошей курительной бумаги, а ин струкции печатались на листах тонких и мягких, как лепестки мака». В рассказе «Алданский гуляка» хорошо нарисован тип старого приискателя Кузь мы, который разбрасывает горстями се ребро и расхаживает по ситцевой дорож ке. Любопытен сдвиг в сознании Кузьмы, безграмотного человека, умеющего толь ко писать цифры. Кузьма, попавшийся на удочку китай- цам-перекупщикам золота и променяв ший золото на фальшивые червонцы, рассказывает: «Прощаясь, Сергей Иванович сказал: —Никогда не продавай золота скупщи кам. Уплывет оно за границу—стране на шей прямой убыток, а врагу прибыль. На это золото враг нам же гадостей на делает. Слова эти запомнил я на всю жизнь. И пусть меня живьем в землю зароют, если я теперь хоть ползолотника отдам скуп щикам». Очень хорош герой рассказа «Кигги». Кигги—молодой якут, везет книги для комсомольской ячейки и подвергается нападению грабителей. «На всю Якутию всего один книжный магазин в городе Якутске. Чтобы попасть туда, нужно пройти несколько сот километров через таежные заросли, болота и пади». И вот Кигги, вытянувший жребий на поездку и во время ее изуродованный грабителями, не расстается со своим гру зом до тех пор, пока его случайно не находят в тайге почти без признаков жизни. Старая тема о человеческой жадности к золоту по-новому пересказана Сахаро вым в «Черном самородке». Дядя Нико лай, приискатель с 50-летним стажем, всю жизнь искал фарта, но без успеха. Работая в артели, нашел в конце-концов самородок в 6 фунтов, скрыл от артели и, желая скрыться с золотом, умер в ле су. Потом его нашли в лесу полуистлев шим и самородок был передан на орга низацию школы. Очень трогателен рассказ о девушке в клетке, больной психически якутке, с ко торой хозяева обращались хуже, чем с собакой, и, наконец, довели ее до само убийства. В рассказе чувствуется глубокий про тест автора против бытового рабства, в котором пребывает угнетенная якутская женщина. Сахаров рассказывает о том, как перед революцией якуты продавали девочек за несколько пудов картошки. Пережитки позорного прошлого еще тя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2